Банковский кризис в Татарстане. Как превышенцы и дробильщики пошли на штурм правительства
Александр Бородихин|Елизавета Пестова
Банковский кризис в Татарстане. Как превышенцы и дробильщики пошли на штурм правительства

Участники митинга вкладчиков «Татфондбанка» и «Интехбанка» у здания группы компаний ТАИФ, 4 марта 2017 года. Фото: Максим Туманов / ТАСС

Отзыв лицензии у «Татфондбанка» и «Интехбанка» обернулся волнениями в Казани; вкладчики намерены встретиться с Алексеем Навальным, который в воскресенье приедет в Татарстан, чтобы открыть свой предвыборный штаб.

Вечером 3 марта Следственный комитет Татарстана сообщил о возбуждении уголовного дела против председателя правления одного из крупнейших банков республики «Татфондбанка» и члена «Единой России» Роберта Мусина. Его заподозрили в мошенничестве: по версии следствия, сотрудники банка обманным путем получили кредит на сумму свыше 3 млрд рублей от Центробанка под несуществующий актив, а потом перевели деньги на расчетные счета связанных с «Татфондбанком» организаций. В этот же день Центробанк объявил об отзыве лицензии у «Татфондбанка».

Около полуночи по казанскому времени суд арестовал банкира на два месяца по ходатайству следствия. Во время избрания меры пресечения Мусин настаивал, что невиновен и выражал готовность сотрудничать со следствием. За несколько дней до этого, 28 февраля, в Подмосковье задержали заместителя Мусина Сергея Мещанова. Следственное управление республиканского МВД объявило его в федеральный розыск в рамках дела о хищениях в инвестиционной компании «ТФБ Финанс», дочерней структуры «Татфондбанка». По оценке прокуратуры, из-за хищения денег пострадали около 2500 вкладчиков, ущерб составляет 90 млн рублей.

4 марта, на следующий день после отзыва лицензии, вкладчики «Татфондбанка» пытались взять штурмом здание правительства Татарстана. Потерявшие деньги клиенты собрались у Торгово-промышленной палаты уже в восемь утра. В ведомстве прошла встреча с чиновниками республиканского уровня, которых просили придумать способ возврата денег.

Активистка Александра Юманова предложила арестовать все имущество, которое принадлежит Мусину. «Всем тем организациям, которые прямо или косвенно принадлежат республике, через ультиматум также выдвинуты требования. Мы требуем любыми средствами, в том числе с помощью отъема, вернуть все деньги вкладчикам, — приводит слова Юмановой "Идель.Реалии". — Пусть Минэкономики сидит и думает, как это сделать. Пусть продаст мне акции Татспиртпрома — я согласна. Варианты решения есть».

После встречи в Торгово-промышленной палате вкладчики направились к правительству Татарстана. Они потребовали, чтобы республиканские власти обеспечили возврат всех денег и обжаловали решение ЦБ об отзыве лицензии у «Татфондбанка». «Пострадавшие у здания вели себя шумно, часть клиентов была настроена воинственно и требовала, чтобы либо их пустили их внутрь, либо власти сами вышли к народу, а получив отказ, начала дружно скандировать "Позор!". Особенно активной была одна женщина, которая даже через закрытую стеклянную дверь требовала у сотрудника Кабмина войти в их положение. Все эти действия привели к тому, что в скором времени у входа появились сотрудники полиции, которые искали организаторов происходящего и спокойно просили не скандировать лозунги», — пишет «Реальное время». По подсчету «Идель.Реалии», в акции приняли участие около 300 человек.

Несколько из активистов, впрочем, попали в правительственное здание — их пригласили к премьер-министру Ильдару Халикову, который пообещал передать ультиматум президенту Татарстана Рустаму Минниханову. В случае невыполнения требований, Юманова и другие активисты готовы требовать его отставки. Ильдар Халиков до последнего времени возглавлял совет директоров «Татфондбанка» (эта информация была размещена на сайте банка, однако сейчас сайт не функционирует). Банк считался одним из самых надежных благодаря близости к республиканским властям, а также набору клиентов: деньги там хранила шестая в стране по объемам добычи нефти компания «Татнефть». По данным издания Inkazan, в ноябре «Татнефть» забрала в банке депозит на 7 млрд рублей; всего нефтяники хранили более 13 млрд рублей.

Вкладчики создали несколько групп во «ВКонтакте» для координации. Там распространяется ссылка на петицию на сайте Change.org, авторы которой требуют отставки премьер-министра Халикова «в связи с его профессиональной некомпетентностью и профессиональной непригодностью», с которыми связывают отзыв лицензий у «Татфондбанка» и «Интехбанка».

Изображение из группы «Спасение пострадавших в Татфондбанке, ИНТЕХБАНКЕ»

Также в группах распространяется шаблон письма на имя Рустама Минниханова, которое начинается так: «Обращаюсь к Вам от имени группы вкладчиков "Татфондбанка" и “Интехбанка”, в связи с отзывом лицензии, сложилось 4 группы пострадавших граждан: физические лица у кого на счетах было более 1.4 млн (превышенцы); физические лица кого не включили в реестр выплат АСВ (дробильщики); доверительное управление (ДУ) и юридические лица». «Превышенцам» и «дробильщикам» предлагается попросить республиканские власти использовать механизм, применявшийся Центробанком и АСВ при отзыве лицензий у «Нота-банка» и «Промбизнесбанка»: продать часть имущества кризисных банков для сохранения вкладов физических лиц. «При данном механизме нет существенных финансовых затрат, так как права требования равны обязательствам которые покупает банк, также банк покупатель получает клиентскую базу», — отмечают авторы письма.

После неудачного похода к офису контролирующего нефтегазовый сектор республики холдинга ТАИФ, за счет которого вкладчики предлагали возместить им средства, они объявили, что намерены 5 марта встретиться с оппозиционером Алексеем Навальным, который приедет в Казань, чтобы открыть свой предвыборный штаб. Также активисты подали заявки на пикеты в Казани на каждый день, начиная со вторника.

Как начинался шторм

Первые сообщения о проблемах в «Татфондбанке» появились 7 декабря, когда газета «Коммерсант» написала о «срочном вмешательстве ЦБ» для финансового оздоровления банка. Источники газеты связывали обострение проблем с ликвидностью с ситуацией в банке «Пересвет», 49% акций которого до санации принадлежали Русской православной церкви. «Татфондбанк» держал облигации «Пересвета» примерно на 5 млрд рублей — 15% от своего капитала.

Эффект от публикации получился настолько взрывным, что 13 декабря банк из топ-50 в России был вынужден приостановить расчетно-кассовое обслуживание из-за недостатка ликвидности. Повышенный спрос на досрочное закрытие вкладов в банке объяснили «публикациями в СМИ о возможной санации и паникой в социальных сетях». По данным РБК, за неполную неделю из-за повышенного спроса банк выдал вкладчикам около 3 млрд рублей.

В тот же день Рустам Минниханов на экономическом форуме в Москве сказал, что вопрос о санации банка в его сферу обязанностей не входит, но отметил, что «в меру наших возможностей мы всегда готовы помогать».

13 декабря о проблемах сообщил и другой банк из Татарстана — «ИнтехБанк». Он ввел ограничения на выдачу денег «в связи с тем, что панические настроения вкладчиков ПАО "Татфондбанк" перекинулись на региональные банки». На следующий день банкоматы «Интехбанка» перестали работать. «Татфондбанк» в этот день объявил о приостановке работы офисов, а еще через день Центробанк ввел в нем временную администрацию Агентства по страхованию вкладов; по состоянию на 1 ноября граждане хранили в банке свыше 76 млрд рублей.

16 декабря глава Центробанка Эльвира Набиуллина пообещала, что вкладчикам «Татфондбанка» вернут деньги «в рамках застрахованной суммы» до начала 2017 года.

События развивались стремительно: уже 17 декабря полиция Татарстана начала проверять «случаи распространения в интернет-мессенджерах и социальных сетях ложной информации о банковской сфере Республики Татарстан с призывами изымать средства из кредитных учреждений». Крупнейшему республиканскому банку «Ак Барс» также пришлось предупредить клиентов о распространении призывов срочно закрывать вклады.

Республиканские власти разворачивающийся в банковской системе кризис не комментировали до 22 декабря, когда Рустам Минниханов поручил местным властям поддержать бизнесменов, которые были клиентами «Татфондбанка». 23 декабря кризис в банке комментировал уже президент Владимир Путин. «Работа Центрального банка и руководства Татарстана продолжается, и продолжается достаточно гармонично», — заверил он во время пресс-конференции.

Издание InKazan отмечает, что премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, возглавляющий совет директоров «Татфондбанка» с 27 августа 2014 года, за время кризиса прокомментировал ситуацию лишь один раз. В 2014 году во время решения проблем у банка «БТА Казань» премьер делал заявления «регулярно».

Проблемы у одного из крупнейших банков Татарстана привели к широкомасштабному кризису в банковской сфере республики: 3 марта Центробанк отозвал лицензии у «Татфондбанка», «Интехбанка» и «Анкор-банка», проходящие процедуру санации «Татфондбанком» «Тимер банк» и банк «Советский» оказались заложниками этой ситуации, «Татагропромбанк» снизил объем базового капитала до критического минимума, пользовавшийся процессингом «Татфондбанка» «Алтын банк» обещает восстановить обслуживание по пластиковым картам только к апрелю.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке