«Росбалт»: ФСБ установила создателя проекта «Биржа информации»
«Росбалт»: ФСБ установила создателя проекта «Биржа информации»
21 мая 2017, 14:47

Следственное управление ФСБ установило создателя проекта «Биржа информации», которая торгует данными со взломанных почтовых ящиков чиновников и бизнесменов, передает «Росбалт» со ссылкой на источник в спецслужбах.

По данным источника, проект был создан бывшим главным редактором газеты «Ижевский наблюдатель» Андреем Некрасовым. Следствие также установило, что он является членом группировки «Шалтай-Болтай» под прозвищем Шляпник. В 2015 году Некрасов получил политическое убежище в Литве, и сейчас ему предъявлены заочные обвинения.

«Биржа информации» торгует не только данными, полученными группировкой «Шалтай-Болтай», но и информацией, поступившей от других источников. По версии следствия, Некрасов начал проект одновременно с участием в группировке и ведет его до сих пор.

Ранее ФСБ предполагала, что Шляпник это находящийся в СИЗО хакер Александр Филинов. Второй обвиняемый по делу «Биржи информации» — Александр Глазастиков под прозвищем Болтай, он объявлен в розыск. В деле значится, что к деятельности «Биржи информации» причастны другие «неустановленные» лица.

«Вина Некрасова и Глазастикова подтверждена, собранными материалами, а также показаниями свидетелей и лиц, которые находятся сейчас под стражей», — рассказал собеседник агентства.

«Росбалт» отмечает, что Глазастиков несколько лет назад переехал в Эстонию, а после задержания Владимира Аникеева, лидера группировки «Шалтай-Болтай» попросил там политическое убежище.

Сам Некрасов с 2008 года он сотрудничал с удмуртским оппозиционным изданием «День»,а с 2011 начал издавать свою газету «Ижевский наблюдатель», которая проводила расследования в отношении чиновников и руководителей крупных предприятий. В 2012 году он был выдвинут кандидатом по списку партии «Яблоко» в Госсовет Удмуртии, но избраться не смог. Через год он создал независимый профсоюз работников завода «Ижмаш» (концерн «Калашников»), который постоянно критиковал руководство предприятия. В 2013 году Некрасов , а также главный редактор газеты «День» и лидер партии «Патриоты России» в Удмуртии Сергей Щукин стали фигурантами уголовного дела.

По версии следствия, журналисты публиковали негативную информацию о работе концерна «Калашников» и его руководителе на тот момент Константине Бусыгине. За прекращение публикаций они якобы требовали от руководства концерна 2,5 млн рублей. На указанный журналистами банковский счет в рамках оперативного эксперимента перечислили 300 тысяч рублей. Щукина после этого арестовали, ему предъявили обвинение по статье 163 УК (вымогательство). Некрасов скрылся, его объявили в международный розыск.

В июле 2015 года Некрасов приехал на Кипр, где его задержали по запросу России. Власти Кипра не стали выдавать его российским властям, а выслали в Литву – Некрасов перемещался по Европе по визе этой страны. Там ему предоставили политическое убежище.

Агентство отмечает, что «Шалтай-Болтай» бурно отреагировал на арест Некрасова на Кипре.

«С интересом следили за судьбой журналиста Некрасова, ведь на Кипр он прилетал взять интервью у представителя "Анонимного интернационала"», — говорилось в твиттере группировки.

По делу «Шалтая-Болтая» проходят три человека: Владимир Аникеев, Александр Филинов и Константин Тепляков. Они обвиняются в причастности к публикации данных из взломанных почтовых ящиков. Им предъявлены обвинения в неправомерном доступе к компьютерной информации, совершенном группой лиц по предварительному сговору (часть 3 статьи 272 УК). По данным источников РБК, также решается вопрос о предъявлении им обвинений еще по двум статьям, о вымогательстве и организации преступного сообщества (статья 163 и статья 210).

В декабре 2014 года была опубликована переписка Тимура Прокопенко. Тогда же появилась фотография бывшего пресс-секретаря движения «Наши» Кристины Потупчик с сумкой с деньгами, которая была сделана, по данным «Шалтая-Болтая», в кабинете Прокопенко. В январе 2015 года была опубликована переписка, приписываемая Тимаковой, а весной прошлого года взломали почту Киселева.