В Грозном в офисе «Комитета против пыток» прошел обыск, правозащитников везут в отдел полиции
В грозненском офисе Сводной мобильной группы правозащитников (СМГ) из «Комитета против пыток», который был подожжен минувшей ночью, утром 14 декабря прошел обыск. Из квартиры на улице Розы Люксембург,18 изъята вся техника, двух юристов СМГ – Сергея Бабинца и Дмитрия Дмитриева – сейчас должны доставить в отдел полиции, рассказал «Медиазоне» сотрудник «Комитета против пыток» Дмитрий Утукин.
По словам Утукина, после поджога и вчерашнего преследования вооруженными людьми юристы СМГ, которые находились всю ночь в гостинице «Грозный-сити», приняли решение покинуть Чечню. Перед отъездом они заехали за вещами в сожженный офис и квартиру, где они жили – и квартиру, и офис правозащитники снимали в жилом доме, они располагаются на одной лестничной клетке. Юристы вызвали в сожженный офис полицию, чтобы та осмотрела место происшествия и можно было составить заявление о преступлении.
«Приехали двое сотрудников, которые сначала долго не хотели представляться. Офис их не интересовал, они сразу же прошли в квартиру и сказали, что сейчас будет обыск. Привели двух понятых, но ни протоколов, ни постановления об обыске – ничего не было», - рассказал Утукин.
По его словам, один из сотрудников все-таки быстро показал свое удостоверение, в котором Сергей успел рассмотреть только должность – оперуполномоченный Ленинского ОВД Чечни.
«Потом у них изъяли сотовые телефоны и фотоаппараты, видеорегистратор из машины и дальше будут доставлять их в отдел полиции, это последнее что рассказал мне Сергей Бабиец. Игорь Каляпин дозвонился до (замглавы МВД Чечни) Апти Алаутдинова, тот сказал что в курсе ситуации и вроде как заверил, что никаких незаконных действий он не допустит», -- говорит Утукин.
Причину обыска сотрудники, по его словам, ничем не обосновывали, ни о каком уголовном деле или каких-либо подозрениях речи не шло. При этом они постоянно называли правозащитников провокаторами, а поводом для досмотра назвали, в частности, бороду Сергея Бабинца.
Номера двух юристов СМГ – Сергея Бабинца и Дмитрия Дмитриева – в настоящий момент недоступны. К ним едет адвокат.
Офис правозащитников из «Комитета против пыток» был подожжен в Грозном в ночь на 14 декабря. Ранее правозащитникам угрожали вооруженные неизвестные в масках, из-за преследования которыми они покинули свой офис.
Отношение властей Чечни и правозащитников резко обострились две недели назад, когда после нападения боевиков на Грозный Рамзан Кадыров объявил на своей странице в Instagram, что «пришел конец времени, когда говорили, что родители не отвечают за поступки сыновей и дочерей». Кадыров пообещал, что «если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом».
После этого председатель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин написал заявления в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет с просьбой принять меры прокурорского реагирования и возбудить уголовное дело в отношении главы Кадырова в связи с этими его заявлениями. Дело в отношении Кадырова должно быть возбуждено по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), полагает правозащитник.
В ответ Рамзан Кадыров заявил, что деньги на организацию нападения на Грозный боевикам якобы передал человек по фамилии Каляпин, а также что «некий Каляпин встал на защиту бандитов и их родственников».
«В Чечне защитой прав человека занимаюсь я», — объявил Кадыров.