Булыжник пришел к финишу
Егор Сковорода
Статья
4 марта 2015, 22:25

Булыжник пришел к финишу

Столкновение протестующих с «Беркутом» в Киеве, 18 февраля 2014 года. Фото: Евгений Малолетка / ТАСС

Арестованный в Крыму за участие в событиях на Майдане заявил о пытках в СИЗО Симферополя. Егор Сковорода разобрался, как бывший крымский милиционер, публично обвинявший главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева в причастности к торговле людьми, сам оказался обвиняемым по делу о булыжнике размером 10x10x12 см, год назад прицельно брошенном в прапорщика из «Беркута».

«Политическая проституция сменила пол» 

 
11 сентября 2013 года двое крымских милиционеров, Станислав Краснов и Александр Костенко приехали в Киев и провели там пресс-конференцию. На ней лейтенант и старший лейтенант Киевского районного отделения Симферополя рассказали об уголовном деле против главреда российской газеты «Московский Комсомолец» Павла Гусева, которое расследовалось их отделом. 
По их словам, 28 мая 2013 года в милицию с заявлением обратилась Наталия Шугальская, которая рассказала, что неизвестные выкрали ее в Симферополе, а очнулась она уже в Москве, где её заставляли заниматься проституцией. Пострадавшая не помнит никаких подробностей, кроме того, что ее похищение якобы организовал Павел Гусев. 
«Нам в Киевский райотдел следователю, который вёл это дело, позвонили из консульства Российской Федерации, ну, узнать там конкретно, шо и как происходит, кто ведёт дело. И после этого на следующий день начальнику следственного отдела у нас сразу же заместитель прокурора Киевского райотдела по фамилии Байлема сообщил, что дело необходимо прекратить немедленно любой ценой», — рассказывал на пресс-конференции Станислав Краснов. 
«Мы с коллегой никогда не скрывали своих националистических взглядов. Мы считаем, что Украина за свою историю уже сполна натерпелась от северного соседа. И мы не понимаем, почему сегодня наши девушки терпят унижения в России, а наши власти не могут их защитить. Прекрасно известно, какие есть влиятельные знакомые у Гусева. Это и тот же Хинштейн. И пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. И губернатор Московской области Воробьёв. И даже министр обороны Шойгу сделал его своим общественным советником. Павел Гусев – это человек, имеющий непосредственное отношение к российской власти. К власти, которую почему-то боятся у нас в Украине. И идут на прямое нарушение закона и прав своих граждан по первому свистку из Москвы. И мы, обычные сотрудники внутренних дел, всё, что можем сделать в этой ситуации – это рассказать об этом общественности», — говорилось в пресс-релизе Краснова и Костенко.
Станислав Краснов. Фото: личная страница в Facebook

«Московский комсомолец» все обвинения против своего главного редактора категорически отверг, назвав их очередной провокацией, организованной в отместку за вышедшую в марте 2013 года статью «Политическая проституция сменила пол». Речь в тексте шла о депутатах Госдумы, которые на статью действительно сильно обиделись

Александр Костенко и Станислав Краснов после пресс-конференции уволились из милиции, а о якобы возбужденном против Гусева уголовном деле больше не вспоминали. Зимой прошлого года уже бывшие сослуживцы отправились в Киев, где принимали активное участие в акциях протеста на Майдане. Краснов сейчас служит в зоне в АТО на востоке Украины. Костенко месяц назад арестовал Киевский районный суд Симферополя.

«Камень с указанными характеристиками»

«Напомним, возбуждение уголовного дела по факту посягательства на жизнь бойцов крымского спецподразделения "Беркут" во время массовых беспорядков в Киеве в феврале этого года со стороны радикально настроенных активистов Майдана стало одним из первых решений прокурора республики Натальи Поклонской. В настоящее время признаны потерпевшими 49 бойцов», — не без гордости пишет пресс-служба прокуратуры Крыма, сообщая об аресте Костенко. 
При этом в постановлении Киевского районного суда Симферополя об аресте Костенко от 8 февраля (есть в распоряжении «Медиазоны») указывается, что уголовное дело против него было возбуждено следственным управлением СК РФ по республике Крым лишь 6 февраля 2015 года — в тот же день, когда Костенко был задержан. Его обвиняют в умышленном причинении легкого вреда здоровья, совершенном по мотивам идеологической ненависти (пункт «б» части 2 статьи 115 УК РФ). По версии следствия, в январе 2014 года Костенко приехал в Киев на Майдан «с целью оказания вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов». 
Утром 18 февраля он якобы находился на улице Михаила Грушевского — там «были возведены баррикады» и несли дежурство бойцы «Беркута», командированные из Крыма. Около 14 часов на улице Грушевского демонстранты начали забрасывать бойцов крымского «Беркута» «камнями, палками и другими предметами». 
Тогда Александр Костенко, «испытывая чувство идеологической ненависти и вражды к сотрудникам органов внутренних дел», вооружился «камнями размерами 10х10х12 см (брусчаткой)» и прицельно бросил «камень с указанными характеристиками» в стоявшего в оцеплении прапорщика Полиенко В.В. Как настаивает следствие, в результате сотрудник крымского «Беркута» Полиенко получил повреждения «в виде обширной гематомы в области левого плеча в средней и нижней трети». 
Ходатайствуя об аресте, следователь Одарченко Ю.В. указал, что статья 115 УК РФ — небольшой тяжести и не предусматривает заключения в СИЗО. Однако в случае Александра Костенко это «является исключительной мерой» — поскольку тот якобы скрылся от органов предварительного следствия, сам о совершенном преступлении не сообщил, а также имеет паспорт гражданина Украины. 
Флаг Автономной республики Крым над баррикадами в Киеве, 17 февраля 2014 года. Фото: Сергей Долженко / EPA / ТАСС
«Кроме этого следствием установлено, что Костенко А.Ф. занимал руководящую должность в украинской радикально-националистической политической партии “Свобода”, члены которой совершили ряд преступлений в феврале 2014 года в г. Киеве Украина», — настаивал следователь. 
«Суд считает необходимым избрать в отношении Костенко меру пресечения в виде заключения под стражу в качестве исключительной меры, поскольку менее строгая мера пресечения не обеспечит надлежащего поведения подозреваемого в период предварительного расследования», — постановил судья Долгополов и арестовал обвиняемого на два месяца.
При этом судья отмел доводы защиты о том, что у Костенко нет намерения скрываться от следствия, «поскольку доказательств этому суду не представлено». 

«Выкрали и переправили на полуостров» 

Украинская партия «Свобода» официально заявила, что Костенко никогда в ней не состоял. Его товарищ по службе в крымской милиции Станислав Краснов, утверждает, что был вместе с Костенко во время событий на Майдане и что в столкновениях на улице Грушевского тот не участвовал. 
«Я хорошо помню день, когда произошло столкновение митингующих с правоохранителями, в том числе с крымским "Беркутом" в Мариинском парке. Милиция тогда пошла в наступление, возникла угроза, что она захватит Международный центр культуры и искусств (Октябрьский дворец). Находившимся там врачам пришлось экстренно эвакуировать раненых, медицинское оборудование, медикаменты. Александр им помогал», — рассказал Краснов украинскому изданию «Факты и комментарии». 
По его словам, во время Майдана они с Александром Костенко «были заместителями коменданта в здании киевской мэрии, занимались организационными вопросами», а после победы восставших Костенко организовал «Фонд помощи семьям погибших и раненых во время событий на Евромайдане». Краснов говорит, что последний раз виделся с другом в Киеве осенью, когда лечился после ранения на востоке Украины — Краснова в СМИ называют командиром добровольческого батальона «Крым»; Костенко собирал в помощь этому батальону деньги. 
«Беркут» у Октябрьского дворца в Киеве, 18 февраля 2014 года. Фото: Emeric Fohlen / Zuma / ТАСС
«Я убежден, что российские спецслужбы его выкрали и переправили на оккупированный полуостров», — считает Станислав Краснов, по словам которого, Костенко пропал в Киеве за некоторое время до своего ареста, и приезжавший искать его отец не смог ничего узнать о сыне. 
Он уверен, что сам бы в Крым Костенко не вернулся: «Это практически исключено — он знал, что в Крыму его разыскивает Следственный комитет Российской Федерации. На Сашин адрес в Симферополе неоднократно присылали повестки на допрос». В крымской квартире самого Краснова также прошел обыск.
Каким образом Костенко снова оказался в Крыму, действительно пока неясно, подтверждает Дмитрий Макаров из Крымской полевой миссии по правам человека. Следствие при этом настаивает, что активист был задержан в Симферополе, и что в его квартире там обнаружилось незарегистрированное огнестрельное оружие — однако никаких обвинений на этот счет активисту пока не предъявляли. 

«Комитет по защите прав людей, пострадавших от Майдана» 

«Мало того, что Костенко А.Ф. доставлен к вам после применения к нему пыток с вредом здоровью средней тяжести, так он еще регулярно подвергается избиениям (со стороны сокамерников — МЗ)», — говорится в заявлении адвоката Дмитрия Сотникова, направленном администрации СИЗО-1 Симферополя. По словам адвоката, 20 февраля следователь Одарченко заявил, что Костенко непременно откажется от его услуг, а уже 24 числа Костенко рассказал защитнику, что был избит сокамерниками.
Александр Костенко. Фото: Крымская полевая миссия по правам человека / Facebook

Сам Александр Костенко в опубликованном правозащитниками письме подтверждает, что над ним постоянно издеваются сокамерники. 

«Подавать жалобы в администрацию СИЗО боюсь из-за угроз, постоянно поступающих от иногда заходящего вызывающего в оперчасть человека в штатском. С меня требуют показаний против моих товарищей, бывших со мной на Майдане. Никаких преступлений против "Беркута" я не совершал, все это надумано», — пишет заключенный. 
Заместитель руководителя Крымской полевой миссии по правам человека Ольга Скрипник уверена, что дело Александра Костенко носит ярко выраженный политический характер, а российские правоохранительные органы вообще не должны заниматься его расследованием — события, участие в которых вменяют в вину Костенко, произошли на территории Украины, и обвиняемый, и потерпевший были тогда гражданами Украины. Поэтому уже само преследование активиста Следственным комитетом РФ нарушает все принципы законности и территориальной подсудности. 
В самом обвинении тоже много нестыковок, говорит правозащитница: «Элементарный парадокс в том, что следствие в Симферополе установило, что год назад в феврале 2014 года Костенко кинул камень размером 10 на 12 сантиметров. Вот каким образом следствие в Симферополе могло это установить? Вот такие детали, конечно, приводят к выводу о том, что это весьма странное дело, и что его подтекст — не установить правосудие, а репрессировать определенных активистов». 
Скрипник напоминает, что год назад в Крыму был создан Комитет по защите прав людей, пострадавших от Майдана, члены которого активно собирали данные на участников событий в Киеве: «И вот теперь информация эта начинает всплывать. Поэтому есть довольно серьезные опасения, что, к сожалению, это будет и дальше использоваться для преследования активистов движения "Евромайдан" или участников самого Майдана в Киеве».