Владимир Илютиков, Роман Савченко, Максим Кириллов, Александр Ковтун и Алексей Никитин в зале Приморского краевого суда во Владивостоке, 2014 год. Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
В четверг Приморский краевой суд предпримет уже пятую попытку сформировать коллегию присяжных для повторного рассмотрения дела пяти «приморских партизан», при этом в отношении двоих из них приговор был отменен полностью. «Медиазона» рассказывает, как пересмотр дела по решению Верховного суда может свести на нет усилия следователей представить обвиняемых «обычными бандитами», которым было все равно, кого убивать.
Решение о пересмотре дела «приморских партизан» Верховный суд РФ принял 21 мая 2015 года, рассмотрев апелляционную жалобу осужденных и их защиты. Александра Ковтуна, Владимира Илютикова, Максима Кириллова, Романа Савченко, Алексея Никитина и Вадима Ковтуна осудили на основании обвинительного вердикта присяжных. Процесс проходил в Приморском краевом суде с января 2013 года, председательствовал в процессе судья Дмитрий Грищенко. Вердикт был вынесен в феврале 2014-го.
Присяжные сочли доказанными фактами убийство четырех человек в Кировском районе ради большой партии конопли, убийство сотрудника МВД в Ракитном и обстрел патрульного автомобиля, покушение на полицейских во Владивостоке, поджог ОВД на станции Варфоломеевка, ограбление и похищение девушки в пригороде Лесозаводска, угон такси и угрозы убийством женщине-водителю, обстрел полицейских близ Хвалынки, квартирные и магазинные кражи — всего более 20 различных преступлений, совершенных в 2009-10 годах.
Еще на стадии подготовки к судебному разбирательству из уголовного дела «партизан» исчезли три тома из пятидесяти — 13 июня 2012 года их похитили из здания краевого суда. В этих томах содержались признательные показания обвиняемых по нескольким эпизодам убийств, а также заявления Никитина о «крышевании» сотрудниками полиции наркоторговцев в поселке Кировский, откуда родом «партизаны». Разыскивая пропавшие материалы, сотрудники полиции провели обыски у адвокатов подсудимых, чем вызвали возмущение Ассоциации адвокатов Приморского края. В итоге документы не нашли, и судья Грищенко запросил копии из следственных органов.
В ходе процесса тоже не обошлось без скандалов: Алексей Никитин, приговор которому теперь отменен, на одном из первых заседаний отказался от явки с повинной, заявив, что из него ее выбили ночью четверо сотрудников полиции. На документе, приобщенном к делу, были пятна — это капли крови, сообщил Никитин (оригинал документа как раз был среди украденных материалов, но пятна видны и на фотокопии).
В ноябре 2013 года из судебного сейфа опять исчезло важное доказательство — на этот раз принадлежавший Никитину жесткий диск. Причем в июне того же года фотографии с этого диска демонстрировал прокурор — представитель гособвинения Дмитрий Объедков. Когда дошла очередь до представления доказательств защиты, выяснилось, что диск невозможно открыть и к тому же он подменен — у него другая фирма-производитель, серийный номер, да и внешне он отличается от изъятого. По словам адвоката Никитина Нелли Рассказовой, на диске содержалась компрометирующая полицейских Кировского района информация и доказательства алиби подсудимого — фотографии и видеозаписи с дня рождения во Владивостоке, где он находился во время инкриминируемого ему убийства.
На эти и другие нарушения адвокаты осужденных указывали в апелляционной жалобе. Судью Грищенко обвинили в предвзятости. Он сам признал недопустимыми несколько доказательств (например, опознание Александра Ковтуна потерпевшими или протоколы очных ставок с Никитиным, в которых участвовали адвокат и следователь, приходящиеся друг другу родственниками). Но на эти недопустимые доказательства судья все же сослался, выступая перед присяжными с напутственным словом.
Защитники указывали также на некорректно сформулированные вопросы и противоречивые ответы в вердикте присяжных и в приговоре. Из них, например, следовало, что четыре человека нанесли один удар ножом, и что Вадим Ковтун не состоял в банде, но другие подсудимые совершили свои преступления совместно с ним в составе банды. Кстати, сам Ковтун жалобу на приговор не направлял, но его приговор Верховный суд тоже пересмотрел.
Своим апелляционным определением Верховный суд не только отменил приговор двум «партизанам» и вернул дело пятерых на пересмотр, но и не оставил в силе ни одного пожизненного срока участникам группировки. Признанный организатором банды Александр Ковтун вместо пожизненного лишения свободы получил 25 лет колонии строгого режима, Владимиру Илютикову пожизненное заменили на 24 года строгого режима. Роману Савченко суд снизил срок с 25 до 24 лет колонии строгого режима, Максиму Кириллову — с 22 до 19 лет строгого режима.
Алексей Никитин был первоначально приговорен к пожизненному сроку. Вадиму Ковтуну Приморский суд назначил 8 лет 2 месяца в колонии строгого режима.
Верховный суд указал, что «не может быть признано законным» осуждение братьев Ковтунов, Никитина, Кириллова и Илютикова по одному из эпизодов — убийству четверых человек осенью 2009 года. Причина — противоречивый и неясный вердикт присяжных. Ответами на вопросы 2, 5 и 8 коллегия признала, что в указанных преступлениях участвовали Александр Ковтун, Кириллов, Илютиков, а также Вадим Ковтун и Никитин. При этом в ответах на вопросы 11 и 14 признано недоказанным, «что в результате совершенных Никитиным и Ковтуном В.А. совместных с Ковтуном А.А., Илютиковым, Кирилловым действий потерпевшим были причинены ранения, указанные в вопросе №1, и они были лишены жизни».
Также ВС установил, что председательствующий Грищенко нарушил УПК, сославшись в напутственном слове на недопустимые доказательства: «Данное нарушение могло повлиять на ответы присяжных заседателей по вопросам вердикта, касающимся нападения на указанных потерпевших и причинения им смерти». Имущественные иски родственников потерпевших по этому эпизоду суд тоже постановил пересмотреть.
Суд пояснил, почему отменяет приговор Никитину: эпизод об убийстве четырех человек, а также вытекающие из него обвинения в бандитизме и незаконном обороте оружия, стал единственным основанием для осуждения его на пожизненное заключение.
Этот же эпизод был единственным и в обвинении Вадима Ковтуна. Он же позволил смягчить наказание остальным осужденным. Кроме того, Александру Ковтуну и Роману Савченко Верховный суд смягчил обвинение по эпизодам с кражей.
Эпизод, по которому приговор Приморского краевого суда признали незаконным, касается совершенного в 2009 году убийства четырех человек в Кировском районе Приморья. Первоначально это преступление не вменялось «партизанам», оно появилось в деле через полтора месяца после задержания Александра Ковтуна, Кириллова, Илютикова и Савченко.
«Установлено, что в сентябре 2009 года Ковтун совместно с другими обвиняемыми совершили убийство четверых наркоманов для завладения находящимся у них наркотиками и последующей их продажи», — сообщил в конце июля 2010 года официальный представитель СК Владимир Маркин. Он рассказал, что погибших застрелили из ружья и закопали в лесу; их тела выдал следователям Ковтун, подробно рассказавший об убийстве. За несколько дней до этого адвокат Александра Ковтуна Татьяна Уварова опубликовала видеозапись своей беседы с подзащитным в СИЗО. Ковтун рассказывал, что его пытали до потери сознания — надевали на голову полиэтиленовый пакет, силой сажали на шпагат — и требовали взять на себя преступления, совершенные в последние годы в Кировском районе. Среди них было и убийство четырех человек.
2 августа 2010 года в Приморье арестовали обвиняемого в этом убийстве — еще одного предполагаемого члена группировки Алексея Никитина. В убийствах полицейских и нападениях на отделы МВД весной-летом 2010 года он не участвовал. Официально ему предъявили только эпизод с четырьмя убитыми в Кировском районе, но также признали членом банды и обвинили в незаконном обороте оружия, так как четверо погибших были застрелены.
Следователи давали понять, что партизаны были не «борцами с милицейским беспределом», а обычными бандитами и грабителями: среди пострадавших от них были простые жители Приморья, не имеющие отношения к МВД, а задолго до громких убийств они совершали квартирные кражи и, как оказалось, даже убийства. «Они совершают преступления не за идею, а чтобы навлечь ужас на общество, почувствовать себя хозяевами жизни людей и при этом не упустить свой корыстный интерес», — описывала мотивы партизан представитель краевого СУ СК Аврора Римская.
В декабре 2010 года был арестован Вадим Ковтун — по обвинению в пособничестве в том же эпизоде с убийством четырех человек. Как заявлял сам Ковтун, в ноябре 2010 года он обратился с заявлением в следственные органы о том, что летом, в разгар операции по поимке «приморских партизан», его избивали в полиции, требуя рассказать о местонахождении брата. Через 21 день после этого обращения Вадим Ковтун был задержан.
Похожую историю о своем задержании рассказывал и Никитин. Он утверждал, что собирал доказательства связи сотрудников полиции с наркобизнесом в Кировском. Убитые в 2009 году, по его словам, были не потребителями, а продавцами наркотиков. Видео с передачей «мешков с коноплей» от сотрудников милиции наркоторговцам, по словам Никитина, было на его изъятом жестком диске, который исчез из судебного сейфа.
Сейчас в СИЗО Владивостока находятся пять из шести выживших «партизан» — Роману Савченко убийство 2009 года не вменялось, и он уже уехал отбывать наказание в колонию, сообщила «Медиазоне» адвокат Нелли Рассказова. Она представляла интересы Никитина в ходе первого судебного процесса и в Верховном суде. Сейчас его защищает другой адвокат, говорит Рассказова, добавляя, что с подзащитным они «расстались без скандала».
«Люди не приходят», — объясняет адвокат череду неудач с формированием коллегии присяжных, и напоминает, что в первом процессе жюри собралось только с шестой попытки: дело передали в суд в июле 2012 года, а коллегия была сформирована в январе 2013-го.
Говоря о решении Верховного суда, Рассказова отмечает: «противоречивый» вердикт присяжных свидетельствует о том, что коллегия сочла недоказанной причастность подсудимых к убийству в Кировском, но не смогла ясно дать это понять из-за слишком сложно сформулированных вопросов. «Они просто запутались», — говорит адвокат. Впрочем, защита подозревала, что коллег мог «путать» старшина присяжных, который «слишком панибратски общался с прокурором, за руку с ним здоровался».
По мнению Рассказовой, шансы Никитина и Вадима Ковтуна на оправдание в ходе повторного процесса с присяжными велики: «Не знаю, какую позицию займет Алексей, но вряд ли он будет менять показания, потому что он говорил только, что крови у него на руках нет, он не лишал жизни людей. И я ему верю».
Адвокат рассказала, что оружие, из которого были застрелены четыре человека в 2009 году, не нашли: статью о незаконном обороте «партизанам» вменили только на основании огнестрельных ранений. Потерпевшие не опознали погибших. Кроме того, по словам Рассказовой, при обнаружении трупов в лесу «нашли лишнюю ногу».
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке