Акция против коррупции в Краснодаре, 26 марта 2017 года. Фото: Елена Синеок / Юга.ру
В Краснодаре участника антикоррупционной демонстрации Андрея Чупышева поставили на профилактический учет в полиции — теперь в течение года с активистом раз в три месяца будет «проводить просветительскую работу» участковый. Если в течение этого года Чупышева снова задержат на акции протеста, профучет продлят еще на год, пообещали ему полицейские.
Акция против коррупции в высших эшелонах власти началась в парке Чистяковская роща в Краснодаре 26 марта. Собравшись там вместе с другими протестующими, 25-летний Андрей Чупышев пошел вместе с ними по центральной улице города Красной. Он успел пройти всего 500 метров, когда его выхватили из толпы люди в штатском и потащили в ничем не примечательный «гражданский» автомобиль. «Я тут же стал кричать, сопротивлялся. У них не получилось меня вытащить [из толпы], поэтому они меня повалили на асфальт и отступили. Потом меня сразу стали задерживать полицейские. Подняли, подвели к своей машине и нацепили наручники», — рассказывает Чупышев.
Молодого человека доставили в отдел полиции по Центральному округу Краснодара. Там на Чупышева и других задержанных составили протоколы о неповиновении сотрудникам полиции (статья 19.3 КоАП). Ближе к ночи его вместе с остальными отвезли в Первомайский районный суд, где судья Елена Фоменко постановила арестовать Чупышева на 15 суток.
Активист освободился из изолятора 10 апреля, а уже через два дня к нему домой пришел участковый Евгений Юдин. Андрея не было дома, но полицейский оставил свой номер, и когда Чупышев ему перезвонил, попросил срочно к нему зайти. На встречу активист, на всякий случай, пошел с диктофоном.
«Андрей Владимирович, я вот по какому поводу вас искал. У вас были приводы в последнее время? Что было?» — осведомился участковый. Выслушав объяснения Чупышева, Юдин призывал его как можно скорее поехать по адресу Благоева, 24, где с ним хотят пообщаться сотрудники административного надзора.
— А по какому вопросу? — уточнил Чупышев.
— Ну вот все по этому, по протоколу, который на вас составляли, — уклончиво ответил участковый.
— Так когда [поедете]? — вмешался другой сотрудник полиции.
— Завтра постараюсь, — поразмыслив, ответил молодой человек.
— Ну что значит «постараюсь»? Ждете, что привод на вас выпишут? Тогда уже с нами поедете.
— А привод по какому поводу?
— По поводу уклонения от постановки на учет.
— А после административного [правонарушения] вроде не должен быть учет.
— После такого административного есть учет.
Полицейские настаивали, чтобы молодой человек отправился немедленно. «(Если) вы туда не приедете, мы будем ночевать у вас под дверью, пока мы вас не поймаем и не приведем туда уже насильно», — пообещал Чупышеву не представившийся сотрудник полиции. Участковый Юдин пообещал, что беседа с представителями органа административного надзора много времени не займет.
Несмотря на это, Чупышев пошел в отдел административного надзора только через несколько дней — после того, как ему вручили повестку «для допроса в качестве лица, подлежащего профилактическому учету».
Сотрудник отдела объяснил Чупышеву, что ему пришел «приказ из главного управления», согласно которому молодой человек должен быть поставлен на учет как участник несогласованного мероприятия.
«Раз в три месяца в течение года будет приходить участковый, проводить просветительскую работу. В чем она будет заключаться: он будет спрашивать, ну как вы живете, не ругаетесь ли вы с кем. Ну, это его работа», — объяснили Чупышеву в отделе. После каждой такой беседы участковый будет «писать объяснения», уточнил полицейский. «Вас никто не ограничивает в правах», — заверил он Чупышева. Если в течение этого года молодой человек сумеет через суд доказать, что в его действиях не было правонарушения, то с профилактического учета его снимут.
«Вопрос с профучетом довольно неоднозначный, — говорит адвокат Александр Попков. — Действительно полиция вправе ставить граждан на профучет, но никаких ограничений прав в соответствии с этим профучетом на граждан накладываться не может, их не предусмотрено. Участковый может провести беседу, заполнить анкету на человека, еще настрочить кипу документов, но заставить гражданина побеседовать, прибыть в полицию или внести свои данные в анкету он не вправе. Это же подтверждает ответ УВД Краснодарского края в адрес одного из СМИ — они напрямую указывают, что человек может проехать с полицией добровольно. А если он отказывает, то тогда полицейские просто привезут ему домой уведомление».
Однако в реальности все оказывается «куда жестче и печальней», замечает адвокат Попков: «Полицейские не гнушаются незаконными повестками с угрозой насильственного привода и "допросом в качестве лица, подлежащего постановке на учет" . Что, конечно же, недопустимо и куда серьезней, чем задержание человека на митинге».