«Позвоним вашей маме». Как новосибирские школьники хотели привлечь внимание общества к шутингам, а привлекли внимание полиции к себе
Дмитрий Швец
«Позвоним вашей маме». Как новосибирские школьники хотели привлечь внимание общества к шутингам, а привлекли внимание полиции к себе
26 апреля 2019, 16:56

Мемориал жертвам массового убийства в школе «Колумбайн». Фото: Eric Gay / AP / ТАСС

Двоих школьников из Новосибирска вызвали в полицию из-за анонса коллекции футболок, посвященных годовщине стрельбы в американской школе «Колумбайн». Молодые люди настаивают: они хотели привлечь внимание к подлинным причинам шутингов, которые власти и общество склонны объяснять влиянием компьютерных игр и Голливуда.

Десятиклассник из Новосибирска Никита Дмитриев (имя несовершеннолетнего изменено) занимается музыкой, пишет стихи и интересуется современным искусством; год назад он придумал собственный бренд одежды «Провокация».

«Он с друзьями в прошлом году нам помогал тут выставку монтировать про "Монстрацию", делал серию футболок — с принтом моей картины "БАЛО ЗАЕ", с работой питерского художника Миши Маркера. Поэтические вечера устраивает, кругом молодец», — рекомендует юношу новосибирский художник Артем Лоскутов.

Недавно к Никите пришел первый успех — блогер Илья Варламов появился в его футболке на видео, собравшем больше 600 тысяч просмотров. В паблике «ВКонтакте» у самого молодого человека больше тысячи подписчиков, в инстаграме — 500. По словам Никиты, сейчас он продает около 50 футболок в месяц.

Получив опыт сотрудничества с другими художниками, юноша решил выпустить футболки и по собственным эскизам. Первую лимитированную коллекцию из 40 штук Никита посвятил проблеме школьных шутингов — «Медиазоне» он говорит, что в России ей уделяется мало внимания. 

20 апреля, в 20-ю годовщину одного из самых известных шутингов — в американской школе «Колумбайн» — в соцсетях «Провокации» появились макеты двух футболок: одна — с принтом «Гнев», другая — «Естественный отбор». Это русский перевод надписей на футболках, которые в день массового убийства надели одиннадцатиклассники Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Макеты сопровождались комментарием автора, который рассуждал о лицемерии общества, объясняющего феномен школьных расстрелов влиянием компьютерных игр и не замечающего «причиненной боли от учителей и сверстников».

На следующий день, после репоста Лоскутова, паблик «Провокации» во «ВКонтакте» заблокировали. В службе техподдержки Никите объяснили: «Мы против создания сообществ с тематиками, которые каким-то образом задевают "Колумбайн". Это серьезная проблема, которая не может быть основанием для троллинга в сети. Просим вас понять это на будущее и более не создавать подобных групп на нашем сайте». Скриншот переписки с администрацией соцсети Никита предоставил «Медиазоне».

Но неприятности молодого дизайнера на этом не закончились. Никита выбрал очно-заочную форму обучения, поэтому в рабочие дни часто остается дома. В среду 24 апреля он ненадолго вышел из квартиры, а когда вернулся, застал там двух сотрудниц МВД — одну в форме, другую в штатском — которые беседовали с его дедушкой.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Нападавших больше нет в живых, а боль осталась. Массовый расстрел в школе "Колумбайн" стал одним из самых жутких событий конца XX века. А Эрик и Дилан стали вдохновителями для всё новых и новых молодых людей, решивших, что скулшутинг – лучший способ, чтобы отплатить за всю причиненную боль от учителей и сверстников. В нашей стране эта проблема никак не освещается, а никаких других причин помимо "компьютерных игр" и "зомбирования запада" даже не пытаются найти. Психологи в школах не пытаются разобраться в их личных, семейных или даже школьных проблемах, они нужны лишь чтобы ругать прогульщиков и проводить тесты для ребят, похожих на суицидников. Стилизация футболок Эрика и Дилана на русский язык нужна, чтобы каждый, кого волнует это проблема мог не только высказаться в социальных сетях посредством распространения этой записи, но и в реальной жизни мог показать, что он также заинтересован в поиске первопричине и решении столь жестокой подростковой агрессии, выражаемой расстрелами в школах. Футболка: Хлопок 100%, собственный пошив Принт: Шелкография. 1300 рублей. Каждой будет всего по 20 штук.

Публикация от Провокация (@provocation_clothes)

«Задали какие-то вопросы, грубо говоря — к каким-нибудь группировкам отношу я себя, правый я или левый, как отношусь к "Колумбайну", сказали, что я распространял новости или сведения про "Колумбайн", ну и как бы поддерживал их. Я сказал — нет, у меня во всех постах в паблике говорится, что нет, я против, — пересказывает Никита свой разговор с полицейскими. — Я им говорю: чего вы со мной общаетесь, я несовершеннолетний, вам со мной общаться нельзя. Они говорят — ой, у нас просто беседа, ничего такого, мы ничего не берем».

Молодой человек говорит, что в политике он не участвует, но читает ресурсы «Открытой России» и «Медиазону». Во время беседы с сотрудницами МВД он позвонил на горячую линию правозащитного проекта «ОВД-Инфо», где ему посоветовали попросить у полицейских повестку. 

«Женщина в гражданском говорила: куда вы звоните, зачем? Если не прекратите разговор, мы позвоним вашей маме», — вспоминает юноша. Эта же сотрудница заполнила повестку и сказала, чтобы Никита до десяти часов вечера пришел в полицию для беседы.

Когда полицейские ушли, молодой предприниматель связался с юристами из «Руси сидящей», которые посоветовали ему не ходить в полицию — по их оценке, повестка была оформлена некорректно и юридической силы не имела.

Хотя родители и не обрадовались визиту полицейских, Никита говорит, что ему удалось их успокоить — он заверил, что его просто проверяют. Совету правозащитников юноша последовал и в полицию не пошел, но на всякий случай завел в телеграме канал «Я не виноват», где рассказал о произошедшем и опубликовал снимок повестки.

В пятницу, 26 апреля, полицейские пришли домой и ко второму администратору паблика «Провокации» во «ВКонтакте» — школьнице, которая попросила называть себя Сашей; по словам обоих молодых людей, она занимается только обработкой заказов и никакого отношения к публикациям в соцсети не имеет. При этом, подчеркивает Никита, еще за неделю до публикации макетов футболок он скрыл контакты администраторов — говорит, что опасался неприятностей.

Девушка во время визита силовиков была в школе; ее родственников попросили передать, чтобы Саша зашла в отдел полиции на беседу.

«Я зашла в кабинет, у меня начали спрашивать, как мы познакомились [с Никитой], сколько дней прошло с момента выпуска футболок, как называется группа, какого рода были посты, вот такое», — рассказывает она. 

Корреспонденту «Медиазоны» Саша говорит, что угроз и давления в отделе не было, но полицейские упоминали, что возбуждено некое дело. 

«Я потом переспросила по телефону, мне дали номер и сказали, что все в порядке, дело не заводили», — уточняет она. 

По данным издания «Проект», в октябре 2018 года руководители государственных СМИ «настоятельно просили» подчиненных не сравнивать с событиями в школе «Колумбайн» нападение на колледж в Керчи, в результате которого погибли больше 20 человек.

Спустя два месяца президент Владимир Путин подписал закон о немедленной внесудебной блокировке ресурсов с информацией, «направленной на склонение или иным образом вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетних». В качестве одного из примеров таких ресурсов авторы законопроекта называли и «колумбайн-сообщества».