Полиция вирусных роликов. Как три художницы не вписались в реалии московского Алтуфьево
Дарья Гуськова
Полиция вирусных роликов. Как три художницы не вписались в реалии московского Алтуфьево
3 марта 2020, 10:17

Из проекта «Театр спускается в метро». Фото: Ольга Цветкова / Facebook

​Три девушки катались на самокатах по двору в московском районе Алтуфьево в костюмах привидений, танцевали в «Пятерочке», занимались йогой в сугробах и снимали все это на камеру. Неожиданно их видео стали вирусными, но ролики по какой-то причине разозлили полицейских. Художницы стали действовать осторожнее, зато визит силовиков в их квартиру стал сценарием для мультфильма. Дарья Гуськова рассказывает о столкновении государства и современного искусства в московском спальном районе.

Такие актрисы не нужны

Яна Исаенко снимает документальное кино, Татьяна Подкорытова работает в Московском музее современного искусства, а Ольга Цветкова — в фонде современного искусства V-A-C Foundation. Художницы вместе снимали квартиру.

Апрельским днем 2019 года Татьяна пошла в душ. Во входную дверь кто-то постучал. Девушка никого не ждала — без предупреждения к ним обычно приходили «какие-то странные люди, которые продают картошку, что-то раздают, или же сумасшедшие соседи». В какой-то момент стук стал «практически истеричным». Татьяна решила открыть — вдруг пожар?

«Просто выбежала из душа мокрая, с мокрыми волосами. Когда открыла дверь, увидела двух мужиков в ментовской одежде. Они не представились, ничего не показали. Я суперсильно растерялась», — рассказывает Татьяна.

Полицейские, не спросив разрешения, прошли в квартиру. Девушка спросила: «Что-то случилось?». На это один из сотрудников ответил: «Может, что-то и случилось».

«В этой области у меня нулевая грамотность. Я не знаю, что делать, если у тебя на пороге стоит милиционер. Я не знала, что они должны что-то показать, я не знала, что они не имеют права заходить в квартиру, потому что у меня таких ситуаций никогда не было», — поясняет художница.

Силовики потребовали принести паспорт.

«Они походили по квартире, позаглядывали в комнаты. А у нас все завешано какими-то картинками. Все грязное, раздолбанное, сняты обои, но не покрашены стены, какие-то глиняные члены висят — ну, вот это все, артистический мусор, что, конечно же, вызывает подозрение у многоуважаемых мужиков. Они просто ходили с действительно мерзкими лицами, не отвечая на мои вопросы», — продолжает девушка.

Татьяна бегала по квартире в поисках паспорта — за день до этого сменила сумку. Полицейские прошли через всю квартиру и сели на красный диван с символикой Кока-колы, который жильцы квартиры прозвали лаунж-зоной.

«Они просто сели вот так, раздвинув ноги, как отвратительные мужики сидят в метро. Они действительно излучали супермерзкое поведение. Никакого типа: "Гражданочка, успокойтесь", ничего такого не было. Потребовали договор [об аренде], а его, конечно, нет. Я спрашиваю: "Что произошло? Есть какие-то претензии?". Они говорят: "Да, есть какие-то претензии". Сейчас я дословно речь не воспроизведу, но они сказали, что "Алтуфьево — это вам не съемочная площадка, нам тут актрисы не нужны"».

Вечеринка в Алтуфьево. Фото из личного архива Яны Исаенко

«Художники из Алтуфьево» и градус пафоса

Яна Исаенко, Татьяна Подкорытова и Ольга Цветкова арендовали трехкомнатную квартиру на седьмом этаже 22-этажной панельки в Алтуфьево. Когда-то в этом помещении была галерея Brown Stripe, созданная художниками Екатериной Гавриловой и Петром Жуковым (Петром Ладеном).

«Мы решили всю художественную повестку, которая в этой квартире уже многие годы развивалась, вытащить на улицу. Наша идея заключалась в том, чтобы расшатать повседневность и заняться классический децентрализацией искусства», — говорит Ольга, которую Татьяна и Яна называют главным вдохновителем их творческой группы.

Идея «Художников из Алтуфьево» заключалась в том, чтобы делать по выходным шуточные фотографии и видео и выкладывать их в фейсбук. Например, девушки катались по своему району на самокатах в костюмах привидений, фотографировались на снегу в купальниках, сидя на надувных фламинго, танцевали в «Пятерочке».

«Этими акциями [мы] просто понижали градус пафоса», — добавляет Татьяна.

В январе 2019 подруги сняли ролик «Снежная йога» — на видео они выполняют упражнения в зимней одежде в сугробах возле «Пятерочки». На следующий день после публикации этого ролика к художницам пришла неожиданная слава.

«В какой-то момент мы ехали в метро и увидели, что ролик, который мы буквально вечером сняли, уже на следующее утро показывают в метро, это было очень смешно. Это сделали практически без нашего ведома: мы просыпаемся утром, видим — два миллиона просмотров, у нас обваливаются мессенджеры, хотя мы совершенно не были на это нацелены», — говорит Татьяна.

Яна добавляет, что «Художникам из Алтуфьево» начали поступать предложения от зарубежных продюсеров: «Мы очень долго изучали разные контракты и в итоге на один согласились (не помню страну продюсера). Там было обещано, что нам будут приходить деньги на PayPal за публикации. Но это было очень странно, потому что основной бум уже прошел и в метро нас крутили, и на Euronews. В общем, опоздали они. А контракт был точечный, конкретно на это видео».

Не вписались в реалии Алтуфьево

В марте 2019 году художницы поставили около своего подъезда надувной бассейн, надели купальники и попросили консьержа их сфотографировать.

«Консьерж стал нашим фотографом. Он выбегал, мы давали ему штатив, я учила его, как нажимать кнопку, он фотографировал. И до сих пор, когда я выхожу со штативом на какую-то съемку, он вскакивает в окошке, узнает», — рассказывает Яна.

Именно эта акция, считает Ольга, и вызвала чье-то недовольство, из-за которого к ним домой пришли полицейские: «Тут дело не в том, что мы хотели переступить грань нормы, которая, понятно, есть в нашей ментальности. Мне кажется, акт с бассейном очень сильно не вписывался в реалии Алтуфьево. Если даже йога в снегу или эти привидения — они, конечно, разрывали повседневность и действительность, но не так сильно».

О «Художниках из Алтуфьево» и об их общении с силовиками Яна решила сделать мультфильм.

«Этот сюжет довольно ловко складывается в какой-то анекдот нашей реальности, просто лучше не придумаешь. Мы постоянно пересказывали его друзьям, в постах в фейсбуке. И я подумала, что средства документальной анимации будут очень хороши для какого-то емкого пересказа этой ситуации в виде странного политического анекдота», — говорит Яна.

Мультфильм «Привидения в Алтуфьево». Режиссер Яна Исаенко

Лес, сугробы, «Мутабор»

Когда полицейские уходили от художницы, они пообещали прийти через неделю, проверить паспорта и договор об аренде, но так и не вернулись. Девушки все равно решили временно прекратить акции около подъезда и у «Пятерочки».

Осенью 2019 года Татьяна съехала из квартиры в Алтуфьево, а «Художники» перебрались в лес.

«Там работаем с разными огненными шествиями, сейчас стали исследовать уже болота в лесу алтуфьевском — мы найдем себе пространство», — рассказывает Ольга.

По ее словам, художницы планируют сделать большую акцию с академическим композитором из Ростова-на-Дону: небольшой оркестр должен лежа на снегу играть возле «Пятерочки», а дирижер выступать откуда-то сверху, вероятно — сидя на дереве. Но эту акцию, считает Ольга, можно будет реализовать только тогда, когда они оформят все необходимые документы.

«Мы еще думали перенести [в лес] мою работу — уже классическое произведение искусства "Крик о тишине", которое я показывала в ночном клубе "Мутабор". Мы сейчас ищем средства и возможности, чтобы показать ее в алтуфьевском лесу бесплатно. Меня интересуют вот такие заходы», — добавляет Ольга.

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке