Жители регионов жалуются на недоступность медицинской помощи. Пример Хакасии
Статья
1 декабря 2020, 10:17

Жители регионов жалуются на недоступность медицинской помощи. Пример Хакасии

Иллюстрация: Марина Маргарина / Медиазона

Хакасия — один из регионов, где за октябрь и ноябрь в больницах несколько раз заканчивались свободные места, выделенные для борьбы с коронавирусом. Переболевшие COVID-19 жители республики рассказали «Медиазоне» о перегруженности врачей, огромных очередях в поликлиниках и нехватке тестов и лекарств.

Трудно вызвать врача. «До скорой невозможно дозвониться»

Жители Абакана — столицы Хакасии с населением в 180 тысяч человек — жалуются, что им непросто вызвать врача. В регистратурах местных поликлиник на звонки подолгу не отвечают, иногда ждать приходится по полчаса, а врачи из-за своей загруженности приходят далеко не сразу.

«Иногда они приезжают в тот же день, а иногда только на следующий или через два дня», — говорит студентка ХГУ из Абакана Анастасия Щупель.

Некоторых пациентов из-за нехватки врачей просят идти в поликлинику самостоятельно, несмотря на подозрения в том, что они могут быть больны коронавирусом. Сотрудница абаканского кафе Анастасия Попова вспоминает, как уже после принятия заявки ей перезвонили из поликлиники и попросили прийти на прием самостоятельно из-за нехватки врачей.

Вызвать скорую помощь тоже не так просто. «Это была пятница… я вызвала скорую, но она приехала только в субботу, — вспоминает Щупель. — До скорой невозможно дозвониться в принципе. Можно дозвониться только по 112, и оттуда уже эти вызовы передают».

В менее населенных городах связаться с врачами проще, но и там медработники не всегда могут помочь. Тамара Шалгинова, пенсионерка из Саяногорска — третьего по размеру города региона с населением в 45 тысяч человек — почувствовала себя плохо и вызвала скорую.

«Приехали две молодые девушки, все посмотрели, — вспоминает она. — Говорят, конечно, вас надо в больницу, у вас хрипы сплошные, но если мы сейчас вас возьмем в больницу, там нет мест, нам некуда вас везти. Даже укольчик не поставили. Говорят, вызывайте врача. Мы на другой день с утра вызвали терапевта. Она к вечеру пришла, послушала. У тебя, говорит, пневмония. Ну, вопрос ставит, что у меня пневмония. И, говорит, завтра чтобы пошла на КТ к двум часам».

В поликлиниках длинные общие очереди

Отдельных очередей для больных с подозрением на коронавирус, по словам местных жителей, в поликлиниках нет. Люди с кашлем и температурой толпятся в коридоре. Ждать порой приходится часами.

«Коридор забит полностью больными людьми, — вспоминает свой визит в поликлинику Саяногорска Тамара Шалгинова. — Кто-то лежит, кто-то сидит. Дочь затесалась в очередь. Список там сделали. Записала меня 96-ой, 97-ая — она сама. Дочь тоже болеет. Ну, мы часа три посидели. Я, говорю, больше сидеть не могу. Она меня домой привезла. И на другой день — это была суббота, нерабочий день — мы опять просидели часа три. Очередь дошла, сделали КТ».

Валентина Дадыко, работающая сейчас в инфекционном отделении поликлиники в Саяногорске, говорит, что врачам иногда приходится вести прием до половины десятого вечера. «Обычно мы до последнего пациента работаем», — замечает она.

Иллюстрация: Марина Маргарина / Медиазона

Ирина из поселка Черемушки в 30 км от Саяногорска, говорит, что она ничем не болела, но навещала мужа после операции в Саяногорской больнице и тоже сталкивалась с общими очередями: «Там, на КТ, люди сидят в фойе, где принимают передачи для больных». «И со стороны стационара, и со стороны, где поликлиника ведет прием, — возмущается она. — Врачей не хватает, и даже с температурой люди сидят, люди с одышкой сидят, люди и в тяжелом состоянии сидят. А скорая просто говорит: "Вызывайте врача, мы не выезжаем ко всем подряд", вот и все».

«Конечно, там высокий риск заражения, так как в большинстве случаев у всех температурящих подтверждается потом ковид, — подтверждает врач Дадыко. — Дело в том, что когда пришел температурящий, нет у него анализа, и мы не знаем, ковидный он или не ковидный. Вот в этом большой риск. Ну, все сидят в средствах защиты обязательно, и там обработка происходит».

При этом медсестра из черемушинской поликлиники, попросившая не указывать ее имени, говорит, что пациенты «не шастают у нас по поликлинике» и для них есть, «можно сказать, красная зона условная, отдельный вход и отдельный кабинет для этих пациентов, отдельный кабинет для взятия мазков». «У нас все условно зараженные», — замечает она.

Тамара Шалгинова из Саяногорка вспоминает, как на следующий день после первого визита в поликлинику пришла к инфекционисту: «Мы поехали рано. Очередь заняли и домой вернулись, потому что мы уже были очень далеко в очереди. Это уже другой коридор в больнице, тоже полный, забит людьми. Дочь узнала, что инфекционист будет принимать до последнего человека, хоть до полуночи. Она меня увезла домой, и потом мы где-то в полшестого вечера приехали. Я думаю, ну все, наконец попали к врачу, она сейчас пропишет лекарства и мы начнем лечиться».

На приеме врач диагностировала двустороннюю пневмонию, продолжает она, но сказала, что нужных лекарств в аптеках нет: «Ничем я вам помочь не могу, приходите пораньше в больницу и проситесь, чтобы вас положили».

В больницах «мест нет от слова совсем»

Студентка Анастасия из Саяногорска говорит, что врачи не хотели госпитализировать ее пожилую тетю, «поскольку у нее маленький процент поражения легких, а мест нет от слова совсем».

«Но она уже пропила курс всевозможных противовирусных, которые только удалось добыть в аптеках, и антибиотиков, — продолжает Анастасия. — У человека просто организм начал отторгать медикаменты. Ее рвало после таблеток, желудок встал комом. Температура держалась уже неделю, общее состояние было плохое. Она еле говорила. Понятно, что нужно делать внутривенные инъекции и капельницы».

По ее словам, тетя в итоге попала в больницу только благодаря «связям»: «Положили ее не в палату, а в процедурный кабинет. Просто поставили там дополнительную койку. Пообещали, что к вечеру выпишут больных и переведут ее в палату. К вечеру в процедурке их лежало уже шесть».

Сотрудница котельной Галина Алексеева, которую недавно выписали из госпиталя в Саяногорске, описывает его так: «Больница была переполнена. Как раз я попала в пик. Людям негде было лежать, и они лежали прям в коридоре. Там положено было лежать 28 или 25 человек, а лежало 70. [Медики там все время] работают и иногда даже забывают, что им надо покушать».

При этом врачи все же стараются избегать переполненных отделений. «Сейчас расширили амбулаторный этап помощи, легкие формы все-таки дома лечат, а уже тяжелые в стационаре, — объясняет саяногорский врач Дадыко. — Мы ожидаем открытие еще одного корпуса инфекционного в ближайшее время. В этом месяце, наверное, откроется».

Сравнение числа погибших от коронавируса по данным и оперштаба и числа скончавшихся на коронавирусных койках по данным Информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом (ИЦК) Министерства здравоохранения.

На графике также показано число занятых коек — число выделенных под коронавирус мест в больницах постоянно растет.

Подробнее об этих данных — в исследовании «Медиазоны».

Лекарства дорогие и их нет в аптеках

Пообщавшись наконец с врачом, больные сталкиваются с невозможностью получить необходимые лекарства. «Антибиотиков в аптеках нет, — говорит студентка Анастасия из Саяногорска. — Всяких витаминов типа витамина С, те же самые противовирусные [препараты], их тоже нет. Их достать практически нереально. Я, когда болела, разбила случайно градусник. И мы не смогли купить ртутный градусник, их просто нет в аптеках, нам сказали, еще с весны».

«Очень сложно найти азитромицин, потому что его выписывают практически всем, кто болеет, и сейчас он в огромном дефиците. То есть его можно найти не в тех дозировках, которые выписывают при болезни. И приходится покупать аналогичные лекарства, у которых есть в составе азитромицин. Но они не совсем такие», — говорит Анастасия Щупель из Абакана.

Если выписанные врачом медикаменты все-таки удается найти или привезти из другого города, удивление вызывает их высокая цена. «Градусник где-то моя тетя надыбала в какой-то аптеке, штука стоила 270 рублей», — вспоминает Анастасия из Саяногорска. «Вот, например, амоксиклав, стоил 470, сейчас он стоит 519. Лекарства подорожали. Витамины подорожали», — вторит ее землячка Галина Алексеева.

«Лекарства, конечно, в три раза выросли, — говорит Ирина из поселка Черемушки. — У меня у детей ушло 10,5 тысяч на лекарства на двоих, вот представьте. Это просто противовирусные, капли в нос. Это же не цены».

И это при том, говорит Ирина, что ее знакомые из аптеки «пытались подобрать лекарства подешевле». «Тут уже задумываешься не о том, что тебе купить фрукты и витамины, а купить лекарства, которые необходимы, чтобы ты выздоровел, встал на ноги и пошел на работу дальше, — замечает она. — Или хотя бы, чтобы у тебя хватило сил дойти до больницы».

Иллюстрация: Марина Маргарина / Медиазона

Сдать тест не так-то просто. «У полстраны температура и отсутствие обоняния»

Абаканская студентка Анастасия Попова вспоминает, что она и ее молодой человек обратились поликлинику, так как у них долго держалась температура и пропало обоняние: «Отсидели в общей очереди к участковому врачу. Нам врач сказала, что мы здоровы. У полстраны, по ее словам, температура и отсутствие обоняния и вкуса. Посоветовали нам носить маски и мазать руки спиртом. Также в больнице сообщили, что тестов на ковид нет, если мы пришли за этим. КТ сейчас только по назначению врача, и там далеко не всем назначают».

«Человек обратился к нам с симптомами ОРВИ. Если врач считает нужным, она отправляет на анализ», — говорит медсестра из Черемушек, которая берет мазки у пациентов.

Люди с симптомами или контактировавшие с зараженными коронавирусом сетуют, что часто не могут сдать тест, потому что врач считает, что у них «нет оснований», говорит абаканка Анастасия Попова. В платной клинике, по словам Анастасии Щупель из Абакана, людям с температурой тоже сдать тест нельзя. При этом даже людям с уже подтвержденным коронавирусом не всегда делают повторный тест дома.

«У меня пневмония, — рассказывает Щупель. — Мне говорят идти пешком сдавать, раз у меня нет своего транспорта. Но при пневмонии нельзя, чтобы холодный воздух попадал в легкие. Идти пешком мне говорят врачи, дежурящие на телефоне».

Контакты не отслеживают, за карантином не следят

Среди всех собеседников «Медиазоны» с положительным тестом на коронавирус только Анастасия Щупель из Абакана дождалась звонка из эмидемилогического центра — после положительного теста на коронавирус Щупель расспросили о том, с кем она общалась с начала болезни, и попросили соблюдать режим самоизоляции. У остальных же собеседников, по их словам, никто не пытался выявить контакты или проверить, соблюдают ли они карантин.

Ирина из Черемушек Ирина говорит, что ее детям после подтверждения диагноза из Роспотребнадзора так и не позвонили — в поликлинике сказали сделать это самим: «Им предложили самим до Роспотребнадзора дозвониться, и им сделали какие-то там ограничения. Ну да, приехали, в подъезде обработали. Я к ним ходила потом, к дверям ставила продукты. Они просто сами по себе люди ответственные».

Редактор: Егор Сковорода