Алексей Горинов в Пресненском районном суде, 27 апреля 2022 года. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсант
Следственному комитету хватило пяти дней, чтобы начать и завершить расследование дела о «фейках» об армии, возбужденного против двух муниципальных депутатов Красносельского округа Москвы, Алексея Горинова и Елены Котеночкиной. По версии следствия, они сговорились, чтобы дискредитировать российскую армию во время пятиминутного спора о конкурсе детских рисунков — депутаты посчитали его неуместным во время войны, когда в Украине «каждый день гибнут дети». Котеночкина не в России, а Горинов в СИЗО. За пятиминутный спор ему грозит наказание в диапазоне от 3 млн штрафа до 10 лет заключения.
Расследование дела Алексея Горинова, муниципального депутата по Красносельскому округу Москвы, заняло у Следственного комитета всего пять дней — задержали Горинова 26 апреля, а следствие завершили уже 1 мая. Видимо, следователи работали и в выходной, и в праздник.
Поводом для уголовного дела о «фейках» о российской армии, возбужденного против Горинова и другого мундепа, Елены Котеночкиной, стало пятиминутное обсуждение конкурса детских рисунков на заседании совета депутатов 15 марта. Котеночкина ко времени возбуждения дела была за границей, а вот Горинова суд отправил в СИЗО 27 апреля.
Следователь заподозрил депутатов в распространении «фейков» про армию, совершенном группой лиц по предварительному сговору и с использованием служебного положения — да еще и по мотивам политической ненависти. Максимальное наказание за такое преступление — 10 лет лишения свободы.
Уже 1 мая Горинову вручили уведомление об окончании следственных действий. Сейчас защита знакомится с материалами, сказал «Медиазоне» его адвокат Сергей Тельнов.
Согласно обвинительному заключению, Горинов и Котеночкина, «вступив в преступный сговор», «предвидя неизбежность и наступление общественно-опасных последствий в виде подрыва авторитета и дискредитации действующей государственной власти и вооруженных сил РФ», решили дискредитировать российские войска на очередном заседании совета депутатов Красносельского округа Москвы 15 марта. Они понимали, что «вызовут у граждан чувство тревоги, страха, беспокойства и незащищенности со стороны государства».
Действуя по намеченному плану, говорится в обвинении, Горинов во время обсуждения повестки дня начал дискредитировать войска — при этом он понимал, что заседание транслируется на официальном сайте и в ютубе совета депутатов. Высказывания мундепа содержали «лингвистические и психологические признаки обоснования необходимости противодействия использованию Вооруженных сил РФ на территории Украины». Хотя у ютуб-канала муниципального округа Красносельский всего 344 подписчика, просмотров на записи именно этого заседания небывало много — 43 тысячи.
По словам адвоката Тельнова, на этой записи он нашел лишь один эпизод, касающийся войны. В тот момент Котеночкина огласила вопрос о согласовании плана по досуговой, воспитательной, физкультурной и оздоровительной работе с населением. Докладчиком выступал депутат Горинов.
«Мы комиссией не рассматривали, — начал он, — ну я посмотрел, желающие тоже могут ознакомиться, я считаю, что принимать этот план не нужно, потому что о каком досуге и развлечениях может идти речь, когда мы сейчас все находимся… уже все перешли к качественно иному укладу жизни. Когда ведутся на территории соседнего суверенного государства боевые действия, осуществляется агрессия от нашей страны».
Горинов обращается к другим депутатам: «Вот скажите, пожалуйста, о каком конкурсе детского рисунка может идти речь, приуроченном ко Дню защиты детей? И об организации танцевальных программ, приуроченных к Дню победы? Когда у нас каждый день гибнут дети — я вам, для информации, скажу, что около ста детей погибло в Украине. Дети становятся сиротами, и внуки-правнуки участников Второй Мировой войны сейчас брошены в пекло этих боевых действий на территории Украины. Я считаю, что все усилия гражданского общества должны быть направлены только на то, чтобы остановить войну и вывести войска России с территории Украины. Вот если бы пункты планов были посвящены этим вопросам, то я бы с удовольствием проголосовал. В таком виде я лично голосовать не буду, а дальше на ваше усмотрение».
Его коллега по совету Алевтина Базеева спрашивает, «чем конкурс рисунков помешал». Горинов отвечает, что «это дикость какая-то» — проводить его во время войны. Базеева парирует: она дикостью считает именно отмену конкурса детского рисунка.
— Давайте тогда рисунки [на тему] дети против войны, — смеется Котеночкина.
— Вы как-то зациклились, — отвечает недовольная Базеева.
— В смысле? Идет война, а мы зациклились, — удивляется Котеночкина.
— Не, ну конкурс детского рисунка-то чем вам помешал?
— Пир во время чумы! — объясняет Котеночкина.
— Ну цинично же как-то, согласитесь? — вторит ей Горинов. — Я считаю, это главный вопрос.
— Какой главный вопрос?
— Остановить войну, вывести войска с территории соседнего государства.
— Да как это связано с рисунком-то?
— Да связано все! — настаивает Горинов.
— Строили Дни победы, и к чему это привело — к образованию фашистского государства, — добавляет Котеночкина.
— Ты имеешь ввиду Украину? — уточняет у нее Базеева.
— Россию. Россию я имею ввиду.
В разговор вмешивается муниципальный депутат Илья Яшин.
— Вы там давно вообще были-то, в Украине? — спрашивает он Базееву.
— А ты, приехал только?
— Ну, не так давно, года три назад, а вы когда там были?
— Да тоже, наверное, так же.
— Серьезно, а где вы были?
— В Николаеве, в Одессе. Мы с тобой в разных местах, наверное, были, ты во Львове.
— Я во Львове ни разу не был.
— И вас обступали нацисты? — смеется Котеночкина. — Еврейского происхождения?
В результате совет решил вообще не рассматривать представленный на обсуждение проект досуговой работы с населением.
Адвокат Тельнов считает, что суд начнет рассматривать дело сразу после майских праздников. По словам адвоката, материалы дела были выданы ему 4 мая, а уже на следующий день суд ограничил время на ознакомление с ними до полудня 6 мая. Решение обосновали тем, что «защита затягивает».
«Это вопиющее уже нарушение всего, что только можно, и права на защиту, и права знать, в чем тебя обвиняют, потому что нет времени даже на подготовку ходатайств для суда», — возмущается Тельнов.
Политик Илья Яшин остается в Москве, в деле о споре про детские рисунки он остается свидетелем.
Редактор: Егор Сковорода
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке