Андрей Бережных на допросе. Кадр из оперативной съемки
Выросший в Балаково корреспондент «Медиазоны» Никита Сологуб рассказывает о земном пути своего знаменитого земляка — совершившего пять доказанных убийств и 12 покушений на убийство лидера местной ОПГ Андрея Бережных, которого в начале января с почестями похоронили в родном городе.
3 января телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» написал, что в Украине погиб Андрей Бережных — бывший лидер балаковской ОПГ, «известный по серии громких покушений в 1990-х», приговоренный к 25 годам колонии и завербованный на войну «ЧВК Вагнера».
Новость прокомментировал руководитель Балаковского района Саратовской области Сергей Грачев. «Погиб смертью храбрых в бою», — сказал чиновник областному агентству «Регион 64», а городской газете «Суть» подтвердил, что речь действительно идет о «самом известном заключенном из Балакова».
Вскоре местное ритуальное агентство «Обелиск» отчиталось о похоронах: с Бережных попрощались в кафедральном соборе Святой Троицы, гроб был покрыт триколором и знаменем с изображением черепа; рядом стоял венок со словами «Дорогому Андрею». Под лобовым стеклом машины с гробом был укреплен перехваченный траурной лентой портрет мужчины, похожего на Бережных.
Судя по обжалованиям вынесенного в 2012 году приговора, Бережных прошел все инстанции вплоть до Верховного суда — отбывать 25-летний срок целиком он явно не хотел. Когда вербовщики «ЧВК Вагнера» предложили ему поехать на войну, заключенный согласился.
«Этим летом Бережных прервал объяснимый обет молчания, звонив старым друзьям и признаваясь, что ему удалось вырваться "на воздух свободы" гораздо раньше, чем гласил приговор. При этом он обещал выполнить поставленные боевые задачи и "скоро прибыть домой"», — писала «Суть».
В сообщении ритуального агентства не уточнялось, сколько человек пришли на похороны наемника, но по меркам Балаково он был почти знаменит.
В начале 1990-х уроженец Энгельса Бережных отслужил в армии и перебрался в Балаково, где устроился работать шофером к заместителю директора местного авторынка Александру Федотову. Рабочие отношения скоро стали дружескими, но в 1994 году Федотова убили. «Его убивали не один и не двое, его убивала группа лиц, а закопали его еще живым, — объяснял сам Бережных, когда уже после приговора его снимали для передачи "Честный детектив". — Неоднократно судимые… Это, так сказать, были гиены в овечьей шкуре. Никому я в этом плане не собирался уступать, чтобы на меня залазили и вытирали об меня ноги. Никому».
Проведя собственное расследование, Бережных пришел к выводу, что Федотова убила «банда качков» — «крепкие серьезные ребята, которые практически подогнули, подобрали под себя на то время только возрождающуюся коммерческую структуру города Балаково». Помочь расквитаться с убийцами друга Бережных предложил своему старому приятелю Андрею Курпачу — вместе они подкараулили четверых спортсменов на выходе с тренировки и расстреляли их из автоматов. Выжил только один.
Вскоре Бережных задержали, но уже через несколько недель отпустили — в разговоре с «Честным детективом» следователи из Балаково говорили, что им тогда не хватило доказательств. Курпача же осудили, но по другому делу — о мелкой краже. По версии следствия, после этого Бережных и создал ОПГ — кроме Курпача, в нее вошли рубщик мяса Александр Ломоносов и продавец автомобилей Александр Подальников.
Деятельность банды в следующие шесть лет в уголовном деле никак не описана, известно только, что за это время Бережных приобрел много оружия — от пистолетов до гранатомета — и сам стал заместителем директора авторынка. С другим замом, Сергеем Збицким, у Бережных отношения не сложились «из-за разногласий по вопросам деятельности предприятия», следует из приговора.
Убить его Бережных решил сам. Когда конкурент ушел с работы, он проник в его кабинет и зафиксировал гранату без чеки между офисным креслом и столом так, чтобы предохранительная скоба была прижата к корпусу. Вернувшись, Збицкий отодвинул кресло, и граната взорвалась. Он получил множественные переломы ног и черепно-мозговую травму, но выжил — вопреки задумке Бережных, стол и кресло помешали осколкам разлететься.
Через несколько месяцев соратник Бережных Курпач получил ножевое ранение во время драки в казино. Выяснив, что нападавший связан с той же бандой «спортсменов», которая убила Федотова, Бережных решил отомстить одному из ее лидеров, Альберту Коннову. Узнав, где тот живет, он засунул гранату под канализационную трубу на лестничной клетке, привязал к чеке шнурок, а другой конец примотал к дверной ручке. Но из-за особенностей расположения квартир в подъезде он ошибся дверью, в результате сосед Коннова, возвращавшийся с прогулки с собакой, заметил растяжку и позвонил в милицию.
После неудачи Бережных его подручные Ломоносов и Подальников решили действовать самостоятельно: они расстреляли одного из «спортсменов», а его жену попытались убить прикладом, но та выжила. Поскольку оба нападения были явно связаны с Курпачом, его задержали, но скоро опять отпустили.
Годом позже, в 2003-м, ОПГ Бережных совершила свое самое странное и самое известное преступление. Ломоносов приехал к зданию местного телеканала СТВ, натянул на голову балаклаву, достал из машины гранатомет и выстрелил. Граната прошила крышу и взорвалась над Волгой; в момент выстрела в здании находились три человека, но никто из них не пострадал. «Я положил его на плечо, это, гранатомет, и приблизительно направил в сторону здания. Конкретной не было никакой цели, просто в него. Нажал на спуск и раздался выстрел. Я, не дожидаясь результатов, развернулся и побежал в ту сторону», — рассказывал на допросе Ломоносов. Машину он оставил рядом со зданием телеканала, а маску и оружие выбросил по пути.
Из-за отсутствия пострадавших дело после обстрела возбудили по статье о хулиганстве. Балаковских журналистов долго допрашивали и милиционеры, и следователи ФСБ, но расследование быстро зашло в тупик. Главред СТВ Александр Наумов долго не понимал причину произошедшего: он предполагал, что обстрел мог быть связан с публикациями о выборах или о нынешнем председателе Госдумы, а тогда кандидате в депутаты от Балаковского района Вячеславе Володине. Об истинных мотивах Бережных рассказал следствию только после задержания в 2012 году, когда сроки давности по этому делу уже истекли. По его словам, в разговоре с ним знакомый чиновник пожаловался на «неудобные» публикации СТВ и обмолвился, что здание телеканала «неплохо было бы облить краской». Краски у Бережных не было, зато был недавно купленный гранатомет, использовать который он и приказал Ломоносову.
За последующие годы Бережных и его подельники совершили еще семь покушений на убийство, но удачными из них оказались только два, когда преступники стреляли в упор. Когда они попытались наказать очередного обидчика местного чиновника с помощью растяжки в подъезде, пострадал его сосед, ветеран Великой Отечественной войны — он заметил гранату и пнул ее ногой. Ветеран выжил, получив ранения глаз.
Как минимум в двух случаях Бережных использовал нехитрое взрывное устройство замедленного действия: засовывал гранату без чеки в пластиковый стаканчик и оставлял под сиденьем чужой машины. Расчет был на то, что при начале движения граната выскользнет из стакана, стенки которого прижимали предохранительную скобу к корпусу, и взорвется. Именно таким способом он пытался убить предпринимателя Григория Рябинина, которого считал конкурентом и причиной своих неудач на авторынке. В обоих описанных в уголовном деле случаях жертвы покушений остались живы, отделавшись травмами ног.
Хотя технология с пластиковыми стаканчиками успеха явно не имела, Бережных с гордостью называл ее своим изобретением, рассказывал тогдашний начальник ГУ МВД по Саратовской области, а ныне сенатор Сергей Аренин. «На одном из допросов он прямо заявил и попросил следователя занести в протокол свое ноу-хау, когда он подрывал своих жертв: выдернув из гранаты кольцо и не разжав рычаг, ставил в стакан, и при движении граната падала. Он прям говорил, что это мое ноу-хау, что нигде в мире это не применялось. Прошу, чтобы патент на меня был зарегистрирован, даже вот такое заявление было», — утверждает Аренин.
Сам Аренин и другие силовики из Саратовской области, принявшие участие в съемках «Честного детектива», считали, что Бережных и его подельникам удавалось так долго оставаться безнаказанными благодаря продуманной конспирации: они ездили на угнанных автомобилях, выбрасывали использованное оружие, носили балаклавы. О каких-либо связях Бережных с местными властями полицейские в сюжете не упоминали, хотя на момент ареста Бережных был директором МУП, обслуживавшего лодочную станцию и столовую районной администрации.
Задержали Бережных в Москве в 2008 году, уже после того как он под фамилией Бородич баллотировался в Балаковское районное собрание, но в последний момент свернул свою кампанию (как объяснял сам лидер ОПГ, снялся в пользу другого кандидата).
Бережных в Москве и Курпача в Балаково задерживали одновременно — под Новый год. Кроме организации банды и оборота оружия, следствие вменило Бережных пять убийств и 12 покушений на убийство. В 2012 году Саратовский областной суд огласил приговор: Бережных дали 25 лет, Ломоносову и Подальникову — 22 и 15 соответственно. Согласившийся на сделку со следствием и давший показания на подельников Курпач получил 13 лет.
Уже после приговора Бережных жаловался, что «из его фигуры слепили криминального авторитета из лихих 1990-х», хотя на самом деле он был обычным предпринимателем, работавшим в условиях «жесткой бизнес-конкуренции в Балаково».
«Не такой уж я и тупой, как многие думали, с автоматом бегать и с маской на голове… Я решал свои вопросы жизненные, а не те, которые себе люди навертели и придумали. Не все было оправдано, не все! Нету оправданий... Человеческая жизнь у нас как бы бесценна — она у нас по закону бесценна, она бесценна везде. Вопросов нет — будем отвечать. Будем сидеть и искупать, расти над собой, как говорится», — говорил он.
Редактор: Дмитрий Ткачев