Политзеки. Григорий Мельконьянц — наблюдатель, от которого спрятали выборы
Политзеки. Григорий Мельконьянц — наблюдатель, от которого спрятали выборы
26 января 2024, 13:28

Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона

С началом войны риск оказаться за решеткой из-за несогласия с властями в нашей стране вырос кратно. Счет политзаключенным теперь идет на сотни, и даже правозащитникам трудно уследить за судьбой каждого. «Медиазона» считает важным напоминать об этих людях. Сегодня Дмитрий Ткачев рассказывает о Григории Мельконьянце — юристе и сопредседателе движения «Голос», который больше 20 лет наблюдал за выборами в России и попал в СИЗО, как только Путин захотел переизбраться на пятый срок.

Сопредседателя движения в защиту избирательных прав «Голос» и одного из самых известных экспертов по выборам в России Григория Мельконьянца задержали 17 августа 2022 года. В тот день силовики приходили с обысками к координаторам «Голоса» по всей стране — но только Мельконьянц в итоге стал фигурантом уголовного дела.

Это дело расследуется по статье об организации деятельности «нежелательной» НКО. Но ни движение «Голос», ни его предшественницу — ликвидированную после включения в реестр «иностранных агентов» ассоциацию «Голос» — российские власти «нежелательными» организациями никогда не объявляли.

Как стало понятно в суде, отправившем Мельконьянца в СИЗО, обвинение было связано с членством ассоциации «Голос» в Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (European Network of Election Monitoring Organizations, ENEMO). В 2021 году Генпрокуратура действительно признала ENEMO «нежелательной». Но к тому моменту ассоциации «Голос» уже не существовало, а одноименное общественное движение не состоит в ENEMO, да и не может считаться «организацией» — у него нет юрлица.

Впрочем, следствие неувязки совершенно не смущают — например, как доказательство того, что Мельконьянц «осуществлял организацию деятельности нежелательной НКО», в деле приводится расшифровка его выступления на круглом столе, который прошел в ЦИК под председательством Эллы Памфиловой.

С августа Мельконьянц успел побывать в шести камерах трех разных московских СИЗО. В самой первой было 14 спальных мест на 15 человек. Свои скитания он называет познавательной «этнографической экспедицией»: осенью передал на волю плейлист из песен, которые тюремщики любят включать в шесть утра на полную громкость, а на выборах губернатора Подмосковья проголосовал на «спецучастке» для арестантов — и тут же написал экспертные рекомендации по процедуре. Сейчас Мельконьянц сидит в пятиместной камере в СИЗО «Водник» и говорит, что это похоже на «брутальный хостел».

Он останется там как минимум до 17 апреля — а значит, не сможет наблюдать за президентскими выборами, назначенными на 17 марта. Всегда корректный и осторожный в формулировках, Мельконьянц прямо называет свое преследование попыткой «запугать наблюдателей и дезорганизовать "Голос"». По предъявленному обвинению ему грозит до шести лет колонии.

«В нашей Конституции свобода закреплена как главное требование к выборам — они должны быть свободными. 21 год своей жизни я посвятил достижению этой наполненной многими смыслами максимы — и не жалею об этом. Уверен: все не зря, придет время, и мечту о свободных выборах мы общими усилиями претворим в жизнь», — написал Григорий 23 января, отвечая из СИЗО на поздравления с днем рождения.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке