Фото: «Би-2» / Facebook
После вылета участников группы «Би-2» из Таиланда в Израиль российские дипломаты остались недовольны как провалом операции по депортации музыкантов в Россию, так и публикациями об этом — в том числе позицией израильского МИД. Последовали опровержения «фейков» и выпады против Израиля, который тратит усилия по «освобождению если не заложников, то музыкантов». Теперь Москва публично и за закрытыми дверями поучает нового посла Израиля в России Симону Гальперин, пространно отвечая на ее интервью «Коммерсанту» и официально вызывая в МИД в связи с «искажением российских исторических реалий».
Со дня задержания участников группы «Би-2» в Таиланде прошло уже две недели, но российский МИД до сих пор ведет дипломатическую перепалку с Израилем. Только российские паспорта имели трое участников группы, у остальных было гражданство Израиля, а у фронтмена Александра «Шуры» Умана — австралийское гражданство. Бортник смог вылететь в Израиль 30 января, на день раньше, чем все остальные музыканты.
Когда все музыканты оказались в Израиле, глава МИД страны Исраэль Кац назвал их эвакуацию результатом усилий министерства и департамента по делам израильтян за рубежом. Комментируя «умную и упорную дипломатическую работу», он использовал фразу из Талмуда: «Кто спасает одну душу, словно спас целый мир». Обычно она использовалась в отношении людей, спасавших евреев в годы нацистской оккупации Европы.
На следующий день российский МИД заявил о «растиражированной в интернете дезинформации» о задержании участников «Би-2», сопроводив сообщение скриншотами статей «Медузы», Sota и политика Максима Каца, рассказывавших, как генконсул России Владимир Соснов по согласованию с Москвой лично добивался депортации музыкантов в Россию. «Ни одна из "сенсационных" заметок не имеет под собой оснований, а инсинуации в адрес российских дипломатов — ложь от начала и до конца!» — возмущались в российском ведомстве.
«С пониманием относимся к попыткам израильских дипломатов продемонстрировать возможности по освобождению если не заложников, то музыкантов», — написали в МИД, очевидно, имея в виду заложников, захваченных «Хамасом» во время атаки 7 октября 2023 года.
Дипломаты также пожаловались, что российских журналистов не пустили на организованную при участии МИД Израиля пресс-конференцию по итогам освобождения, расценив это как свидетельство того, что «устроители шоу боятся разоблачения». Корреспонденты РИА «Новости», ВГТРК и сотрудничающие с провластными российскими СМИ фрилансеры действительно не попали на пресс-конференцию в Тель-Авиве, но произошло это по желанию самих музыкантов, объясняла посол Израиля в Москве Симона Гальперин, у чиновников претензий к аккредитациям журналистов не было.
На фоне этих разбирательств 4 февраля в «Коммерсанте» вышло интервью Гальперин, вступившей в должность нового посла Израиля в России всего месяцем ранее. В нем Гальперин припомнила России недавний визит представителей «Хамаса», пожаловалась, что Москва до сих пор не ввела Международный день памяти Холокоста в государственный календарь, что глава ведомства Сергей Лавров «принижает значение этого чудовищного события», назвала позицию коллег в ООН «неприемлемой». При этом она понадеялась, что отношения двух стран не будут накаляться, а Израиль никогда не окажется в списке «недружественных государств».
Российский МИД это не устроило. На следующий день в том же «Коммерсанте» вышел комментарий к интервью, лишь на несколько абзацев уступающий по объему самому материалу. В нем ведомство назвало высказывания Гальперин «неприемлемыми и провокационными», в частности, МИД не устроили те из них, что касались Холокоста. Припомнил российский МИД и комментарий главы израильского министерства Каца по итогам депортации «Би-2», который использовал древнюю фразу о спасении одной души и целого мира «для восхваления усилий своего ведомства», а значит, «в политических и идеологических целях», что запрещено экспертами «Международного альянса в память о Холокосте».
При этом Россия возмутилась тем, что посол Израиля и задававший ему вопросы заведующий отделом внешней политики «Коммерсанта» с почти 30-летним опытом работы в газете Леонид Ганкин «обошли стороной тему неонацизма на Украине» и не осудили страны, уничтожающие памятники солдатам Красной армии. Визит представителей «Хамаса» в Москву через несколько недель после резни на музыкальном фестивале в Реиме в МИД России оправдали тем, что благодаря сотрудничеству с группировкой получилось освободить нескольких заложников.
Одновременно с публикацией комментария в «Коммерсанте» МИД России вызвал Симону Гальперин в связи «с недопустимыми публичными высказываниями», которые «искажают российские внешнеполитические подходы и исторические реалии». Визит состоялся на следующий день, 6 февраля. Гальперин пробыла в ведомстве около полутора часов.
Редактор: Дмитрий Трещанин