Политзеки. Валерия Зотова, которая доверилась новой подруге, а та оказалась провокатором из ФСБ
Статья
12 июля 2024, 14:54

Политзеки. Валерия Зотова, которая доверилась новой подруге, а та оказалась провокатором из ФСБ

Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона

Все больше граждан России оказываются за решеткой из-за несогласия с властями, развязавшими войну против Украины. Счет политзаключенным идет на сотни — даже если их имена известны, правозащитникам все труднее уследить за судьбой каждого. «Медиазона» старается регулярно напоминать об этих людях. Сегодня Полина Аркатова рассказывает о Валерии Зотовой, юной девушке из Ярославля, которая не скрывала антивоенных взглядов и поэтому оказалась удобным объектом для «оперативного эксперимента» спецслужб. 

Вечером 16 февраля 2023 года 19-летняя Лера Зотова из Ярославля на такси приехала к администрации поселка Карабиха. С собой у нее была пятилитровая бутылка бензина, чеки с заправки на 211 рублей и зажигалка. На оперативном видео задержания вооруженные силовики окружают такси и валят девушку снег с криком: «Полиция, блядь! Из машины, на хуй! Упала, блядь! Упала!».

Муниципальные власти Карабихи той зимой собирали продукты, мыло и бритвы для солдат, воюющих в Украине, а в здании администрации хранился центнер воска для «окопных свечей». Леру обвинили в покушении на теракт по заданию СБУ и приговорили к 6 годам колонии.

Как рассказала позже Лера своей маме, после задержания ее «сутки держали в кабинете, били, угрожали электрошокером. Без носков, в одной футболке она стояла в снегу. Окунали лицом в снег».

Уже во время следствия и судебного процесса стало понятно, что девушка, которая с первых дней войны не скрывала сочувствия к Украине, стала жертвой грубой провокации.

За два месяца до несостоявшегося поджога ей в вотсапе написал некто Андрей, который представился сотрудником СБУ из Киева. Мужчина присылал Лере цветы, но отказывался показать свое фото. Именно «Андрей» впоследствии предложил ей поджечь администрацию Карабихи и пообещал заплатить за это две тысячи долларов. Для работавшей на складе «Магнита» Зотовой это была внушительная сумма.

Второе знакомство, которое должно было бы насторожить Леру, состоялось меньше чем за месяц до задержания. Во «ВКонтакте» к ней в друзья добавилась девушка, которая называла себя Кариной и рассказывала, будто ее парень сражается в рядах ВСУ. «Карина» подбадривала подругу перед несостоявшимся поджогом, помогла купить бензин, сама вызвала такси в Карабиху и даже проводила Зотову до места. В материалах дела «Карина» проходит как засекреченный свидетель под псевдонимом «Герань» — в честь российского дрона-камикадзе. Согласно ее показаниям, их знакомство с Лерой с самого начала было «оперативным экспериментом» ФСБ.

При этом из переписки девушек следует, что поджигать администрацию Зотова и не собиралась: она понадеялась обмануть «Андрея», сфотографировать бутылку бензина на фоне здания, получить деньги и сделать себе новую татуировку.

Сейчас Лера понимает, что обманули ее.

Она отбывает срок в Костромской области, по 12 часов работает на швейном производстве, а свободное время посвящает школьному образованию, которое не успела закончить на воле. Несмотря на придирки администрации и непростые отношения с другими заключенными, в письмах она находит в себе силы успокаивать и поддерживать родных.

«Ты спрашивала про карцер, мамуль. Ничего особенного, пережила и это. Только там было холодно — и все, — писала она матери. — Не переживай, мам, прошу. Срок — он не вечный».