Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона
Российские власти тщательно скрывают реальное число погибших на войне в Украине, но с самого начала полномасштабного вторжения рекордными темпами и самыми разными способами пытаются увековечить память о «героях СВО». Мемориальные доски, памятники на кладбищах, передвижные выставки, «парты героев» — все это становится бесценным источником для сбора данных о российских потерях. «Медиазона» уже писала о том, какие следы войны можно обнаружить в Государственном каталоге Музейного фонда РФ. Новая находка — портреты погибших солдат из города Сальска на юге Ростовской области, которые собраны в коллекции местного Музея имени народного художника В. К. Нечитайло. Благодаря «музеефикации» удалось пополнить список потерь пятью именами и узнать множество другой информации.
В октябре 2022 года журналистка SalskNews Светлана Омельянович написала репортаж с проводов добровольцев на войну в Украине. Помимо прочего, она процитировала Андрея Герусова, военкома по Сальскому, Песчанокопскому и Целинскому районам Ростовской области: «Добровольцев отправляем уже в четвертый раз с момента начала спецоперации… Это люди старшего возраста, которые не имеют боевого опыта, но душа просит, они идут по воле своего сердца. Сегодня в строю были пять человек, которые едут на Украину уже второй раз». В репортаже поименно упомянуты четыре человека: Юрий Аникин, Вячеслав Волохов, Руслан Картиашвили и Александр Солопов.
Полгода спустя, в марте 2023-го, Омельянович опубликовала заметку о художниках города Сальска, которые рисуют портреты местных жителей, погибших на войне. Все четверо добровольцев, упомянутых в ее репортаже с проводов, к этому времени были мертвы.
«Вглядываюсь в лица. Вот у этого парня я брала интервью перед отправкой, а у этого мужчины была самая многочисленная группа поддержки, — писала Омельянович. — Третий просто молча стоял, обняв жену и дочь…».
Портреты жителей Сальского района, погибших в Украине, в начале 2023 года начал писать Василий Шеховцов, директор местного Музея имени народного художника В. К. Нечитайло. Позже он привлек к проекту и других местных художников, вместе они создали больше 40 работ. Среди прочих, написали и спецназовца Вячеслава Омельяновича, деверя журналистки. Но о нем в статье она не упомянула, он погиб через девять дней после публикации.
Все работы кисти сальских художников попали в коллекцию местного музея, были опубликованы в электронном Государственном каталоге Музейного фонда России и в результате стали весьма информативным источником о потерях российской армии в Украине.
«Портрет воина, фронтально изображенного, написан на фоне фрагмента Российского флага. У мужчины высокий лоб, голова лысая. Глаза серо-голубые, взгляд вперед и слегка вниз. Темные, не густые брови. Нос небольшой. Губы сомкнуты. Уши слегка оттопырены. Подбородок круглый с ярко выраженными около губными складками. Шея открыта. Одет в полевую военную форму. На груди виднеется полоска светло-серой футболки».
Это описание картины «Пьянов С. В. (1975–2023) — защитник Отечества, участник СВО», написанной Василием Шеховцовым. Материалы и техника: бумага, акварель, гуашь. Размер: 39,5 × 29,5 см. Инвентарный номер: Г-1076. Номер в Госкаталоге: 47761651.
«Медиазона», Русская служба «Би-би-си» и группа волонтеров ведут поименный список российских потерь с самого начала полномасштабного вторжения. Сейчас в нем больше 60 тысяч имен, но Сергея Пьянова, заключенного, который был завербован «ЧВК Вагнера» в ростовской ИК-1 и погиб в «бахмутской мясорубке» в первую годовщину войны, 24 февраля 2023 года, в списке не было до публикации этой статьи.
Когда корреспонденты «Медиазоны» обнаружили 41 сальский портрет в Госкаталоге, оказалось, что в нашем списке потерь есть информация лишь о 36 из них. О пятерых погибших стало известно благодаря «музеефикации».
Помимо Пьянова, это еще один заключенный — Евгений Медведев (жетон номер к202-115, позывной — Крэгин), который был завербован в башкирской ИК-16 и погиб 28 марта 2023 года. А также Юрий Аникин — один из добровольцев, проводы которых описывала сальская журналистка Светлана Омельянович.
Еще в 12 случаях благодаря Госкаталогу удалось уточнить годы жизни погибших. Например, о мобилизованном Александре Чехове по сообщениям в СМИ и соцсетям было известно только, когда он погиб — 20 ноября 2022 года, а из информации к портрету стало ясно, что он родился в 1992 году, то есть прожил 30 лет.
«Портрет воина-танкиста. Лицо круглое, обрамленное черной бородой, над губой усы. Глаза карие. Он словно говорит, улыбается, рот открыт, видны верхние зубы. На голове — шлем. Ворот серовато-белый на куртке расстегнут, на плечах лежат красные завязки шлема. За спиной — пейзаж, вдали деревья, танк, серое с синими облаками небо», — гласит музейное описание.
То есть Чехов служил танкистом, что тоже ранее было неизвестно. Иногда сальские художники изображают земляков так, чтобы по форме или фону было понятно, к какому роду войск они принадлежали. Чаще всего опознать таким образом можно десантников (всего на 41 портрете представителей ВДВ пятеро).
«Там такая ситуация: кто-то когда приходил, они же заявление писали о тайне и разглашении, они давали согласие, — объяснил "Медиазоне" художник Шеховцов. — Некоторые просили: "Знаете что, вы напишите на фоне его дом, который он построил и пошел воевать". Я там никаких вертолетов-самолетов не писал, написал дом: птицы ходят, цветы цветут, вот так. Некоторые рисовали, судя по войскам: парашюты, танки, что хочешь там».
При этом в интервью журналистке Омельянович он рассказывал, что портреты пишутся по фотографиям, сделанным в военкомате перед отправкой на фронт. «Качество некоторых оставляет желать лучшего, но художники стараются воссоздать черты героев, — объяснял Шеховцов. — Там, где хорошая фотография, легко писать, а где размытая — трудно. Сложность в том, чтобы чисто визуально воспроизвести образ воина. Мы много советовались с родными. И будем еще разговаривать, ведь они могут внести коррективы — и тогда портрет получится максимально точным».
Правда, большинство погибших изображены без учета их военной специализации. «Фоном является пейзаж, состоящий из двух сюжетов. В левой части — условно изображено здание, взрыв, в правой — мирный пейзаж: цветущий куст сирени, зеленая листва деревьев, голубое небо», — это описание портрета мобилизованного рядового Андрея Денисенко, год рождения которого (1982-й) тоже стал известен только благодаря галерее Шеховцова.
Иногда о войсках было сложно что-то рассказать изобразительными средствами, потому что как минимум десять человек — бывшие заключенные. Сальская районная администрация 23 февраля 2024 года отчитывалась о выдаче наград родственникам погибших: «Медали "За отвагу" (посмертно) вручили родным Сергея Сояд, Анатолия Аникеева, Дмитрия Турбаба, Евгения Ганношенко, Максима Рудакова, Сергея Пьянова, Михаила Путилина, Евгения Медведева».
Все упомянутые здесь — бывшие заключенные, попавшие на войну из колоний. «Медиазона» установила это при помощи документов «ЧВК Вагнера», а также опубликованных приговоров российских судов. Всего на сальских портретах запечатлены десятеро заключенных. Например, Роман Евтишенков был осужден за кражу лома, а Максим Рудаков — за торговлю наркотиками. Еще в сентябре 2022 года он получил отказ в условно-досрочном освобождении, потому что отрицательно характеризовался в батайской ИК-15.
У Сергея Сояда, возможно, самая трагичная судьба: когда ему было 20, он до смерти избил человека, который, по слухам, спаивал его племянника; за это ему назначили пять лет лишения свободы. Он отсидел меньше половины срока, когда был завербован «ЧВК Вагнера» из ульяновской ИК-9 (жетон к103-121, позывной — Агроном). Погиб Сергей Сояд 25 октября 2022 года.
Бывшие заключенные удостоились только посмертных наград и картин в музее. А вот другим героям сальских портретов установили мемориальные таблички в школах, таких шестеро. Двоим — 29-летнему мобилизованному Владиславу Пономаренко и 22-летнему контрактнику Александру Тарасенко — посвятили «парты героев» в индустриальном техникуме, который они окончили (такие парты, на которые наносят информацию о погибших солдатах, все чаще устанавливают прямо в классах российских учебных заведений — и сидят за ними самые прилежные отличники). Еще двое, 28-летний десантник Олег Михайличенко и 32-летний мобилизованный Максим Негря, попали в «книгу памяти» Сальского казачьего кадетского лицея. Книгу там завели специально, чтобы вести учет выпускников, погибших в Украине.
«Коллектив наш придумал, когда начали выпускники наши погибать, — рассказывал "Медиазоне" директор лицея Олег Басов. — Решили, что надо увековечить. Выделили место в фойе: на стене висят портреты ребят, а ниже под стеклом лежит книга, в хорошем переплете, все как положено. На каждой странице — наш выпускник, его фотография, краткий жизненный путь, его подвиг, чем награжден, а по краям — две небольшие экспозиции, что родственники нам передали. Их сейчас уже порядка восьми человек. Пятеро уже в книге памяти, но сейчас, к сожалению, работаем над ее расширением, есть информация от сослуживцев».
Василий Шеховцов, директор сальского художественного музея, рассказал «Медиазоне», что выставка картин в Музее имени Нечитайло уже закрыта. Портреты находятся в музейном фонде, однако их число изредка увеличивается. В июле 2024 года он написал 43-й портрет.
«Он в Сальске закончил школу, 21-ю, поехал в Краснодар и там женился. Оттуда призвался и погиб. А родители тут живут, отец попросил: "Считайте, что он тоже сальчанин". Я его писал. Вчера отец приходил, сказал, все хорошо, — рассказывает Шеховцов. — Он с проседью небольшой, в спецодежде, которая маскировочная, и я его написал на фоне степей. И степь — цветущая, у нас голубые, фиолетовые, розовые в степи — то, что он защищает».
Человека с нового портрета зовут Александр Анатольевич Гетман. Его фотография промелькнула в сюжете «В День Победы открыли памятник нашим бойцам, погибшим в ходе СВО» краснодарского «Кропоткин ТВ», что отмечали некоторые телеграм-каналы, которые собирают данные о российских потерях. Однако на момент написания этой статьи его не было в нашем поименном списке, поскольку дата-отдел «Медиазоны» и волонтеры не верифицировали информацию о его гибели.
Александр Гетман, а также Ю. В. Аникин, Е. С. Медведев, А. В. Нистяк, С. В. Пьянов и Д. В. Раков появятся в списке потерь при следующем обновлении.
Если вы видели выставки, посвященные войне в Украине, в музеях и других государственных учреждениях России, пожалуйста, напишите нам об этом через бот в телеграме @mediazzzona_bot.
Верстка: Давид Френкель
Редактор: Мика Голубовский
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке