Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона
Все больше граждан России оказываются за решеткой из-за несогласия с властями, развязавшими войну против Украины. Счет политзаключенным идет на сотни — даже если их имена известны, правозащитникам трудно уследить за судьбой каждого. «Медиазона» старается регулярно напоминать об этих людях. Сегодня Елизавета Нестерова рассказывает об Алексее Горинове — ученом, муниципальном депутате и фигуранте самого первого дела о военных «фейках», которому после провокации в палате тюремной больницы увеличили срок и ужесточили условия содержания.
.
Астроном и бывший коллега Ильи Яшина по муниципальному совету Красносельского района Москвы Алексей Горинов в 2022 году стал первым обвиняемым по новой статье о военных «фейках». Дело завели после того, как на собрании депутатов он сказал, что в Украине гибнут дети. Горинова отправили в СИЗО, на заседаниях суда он появлялся с самодельными антивоенными плакатами. Через несколько месяцев его приговорили к 7 годам колонии общего режима.
Отбывать срок Алексея Горинова повезли во Владимирскую область. Администрация колонии сразу продемонстрировала особое отношение к политзаключенному: ему отказывали в медицинской помощи, поставили на учет как «склонного к побегу», не давали спать, вслух зачитывали другим осужденным его письма, а потом стали раз за разом отправлять в ШИЗО.
У Алексея Горинова нет части легкого. Из-за этого даже обычная простуда протекает с осложнениями, превращаясь в тяжелый бронхит или пневмонию. Поэтому тысячи людей, которые следили за судьбой депутата, так надеялись, что он попадет в список на обмен и окажется на свободе. В августе этого года большой обмен состоялся: в обмен на провалившихся разведчиков и хакеров Россия отпустила 16 человек — политзаключенных и иностранцев-заложников.
Но Горинова среди них не было. Более того — против него сфабриковали новое уголовное дело.
Как будто пойдя навстречу его адвокатам, политзека перевели в тюремную больницу. Там его поместили в палату с рецидивистами, принесли телевизор и заставляли целыми днями смотреть пропагандистские передачи.
В такой обстановке Горинов провел новогодние праздники. За это время у него сменилось три пары соседей по палате: один назойливо заводил разговоры про войну и Украину, а второй, наоборот, помалкивал — у него под одеждой была спрятана прослушка. На тюремном жаргоне подобные персонажи называются «наседки».
Формулировки, которые следователь вписал в материалы нового дела, «наседки» потом даже не сумели повторить в суде: там говорилось, будто Горинов «сторонник националистической идеологии» и поддерживает украинские подразделения «Азов» и «Кракен».
В суд бывший мундеп снова приезжал с антивоенным плакатом, а бирку с именем на робе — такую носят все российские зеки — заклеил бумажкой с пацификом. Свое последнее слово он превратил в яркое антивоенное выступление — правда, судья Роман Владимиров на середине речи просто вышел из зала заседания.
Прокурор Светлана Рыгалова просила приговорить 63-летнего Алексея Горинова к 3,5 годам колонии. Судья Владимиров дал чуть меньше — три, сложил с предыдущим сроком по делу о военных «фейках», и получилось 5 лет колонии строгого режима.
Вы можете поддержать политзаключенного, написав ему письмо.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке