Иллюстрация: Mila Grabowski / Медиазона
С начала 2025 года в российские суды начали поступать протоколы по новой статье о невыполнении предписаний закона об «иностранных агентах» (часть 42 статьи 19.5 КоАП). Эта статья позволяет оштрафовать любого человека за упоминание любого «иноагента» без указания статуса. Вот что нужно об этом знать.
Летом 2023 года Госдума приняла новые поправки в законодательство. Во-первых, в закон об «иноагентах» добавили новый пункт: «Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства или при отсутствии такового при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента… Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства Российской Федерации».
Во-вторых, в Кодексе об административных правонарушениях появилась возможность наказывать за любые действия, которые, как посчитает государство, могут «способствовать нарушению иностранным агентом законодательства Российской Федерации».
На практике это устроено так. Любой человек, который что-то написал про «иностранного агента» в интернете, может получить предупреждение от Минюста, где будет сказано, что он упомянул «иноагента» без специальной пометки («без указания на его статус»).
После этого человеку дается два месяца на то, чтобы «устранить нарушение» — то есть, поставить примечание с пометкой или просто удалить пост. Если этого не сделать, Минюст передает материалы в суд, который назначает штраф от 30 до 50 тысяч рублей.
Что угодно. Рэпера Лигалайза оштрафовали за пост в телеграме про совместный клип с другим «иноагентом» Павлом Мунтяном.
Петербургского священника Григория Михнова-Вайтенко — за репост публикации издания «Бумага».
Но это примеры известных людей. А вот учительницу Эльмиру Назырову из Казани оштрафовали на 30 тысяч рублей за цитату Светланы Лады-Русь. И не в телеграме, а в «Одноклассниках».
Проще говоря, с точки зрения Минюста, теперь любой человек, публикуя любой пост в интернете, должен проверить, а не упомянул ли он случайно одного из тысячи «иностранных агентов». И поставить «указание на статус», то есть своими словами объяснить, что упомянутый им персонаж — «иноагент» (государственные СМИ в таких случаях ставят примечание со звездочкой).
Не стоит на это рассчитывать. Уже упомянутой учительнице из Казани предупреждение не было доставлено и пришло обратно в Минюст с пометкой «возврат». А политолог Александр Кынев рассказал в суде, что вообще не получал никаких извещений и был в другом городе. Что казанский, что московский суд это не заинтересовало, оба подсудимых получили одинаковые штрафы.
С начала 2025 года суды Москвы, Петербурга и Казани оштрафовали уже восемь человек. Но протоколы составляют по всей стране. Например, во Владивостоке предупреждение вынесли главреду делового издания «Клуб директоров» Игорю Петренко, но ему в суде удалось доказать, что на письме из Минюста не было номера квартиры, и таким образом избежать штрафа.
Есть два основных варианта. Первый — внимательно проверять свои публикации и помечать «иноагентов» либо в принципе стараться о них не писать. Но когда в реестре почти тысяча человек, это непросто. К тому же придется проверить все свои предыдущие публикации за все время, что вы пользуетесь соцсетями. Минюст может найти пост хоть пяти-, хоть десятилетней давности и потребовать «устранить нарушение».
Второй вариант более жесткий — перевести соцсети в приватный режим (только для подписчиков). Минюст не может составить протокол за то, чего нет в открытом доступе.
Третий вариант мы не рекомендуем. Можно ничего не делать и надеяться на то, что предупреждения и штрафы грозят только известным людям или активистам. Вот как это сформулировал политолог Кынев: «Вряд ли кто-то в Минюсте сидел и листал тысячи сообщений, там нет такого числа людей делать такую работу. Это, конечно, донос».
«Медиазона» тоже объявлена «иностранным агентом», поэтому, если будете делиться этой инструкцией в паблике, не забудьте ее на всякий случай пометить.
Редактор: Дмитрий Ткачев
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне