Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона
С каждым днем все больше граждан России оказываются за решеткой из-за несогласия с властями, развязавшими войну против Украины. Счет политзаключенным идет на сотни — даже если их имена известны, правозащитникам трудно уследить за судьбой каждого. «Медиазона» старается регулярно напоминать об этих людях. Сегодня Давид Френкель расскажет об Олеге Белоусове — 54-летний вдовец из Петербурга в одиночку воспитывал сына с ментальными особенностями, а в свободное время откапывал ржавеющие в земле исторические артефакты. Потом он поспорил о войне с другим «копателем», и тот донес на оппонента.
«Я не насильник, не вор, не нацист. Я из семьи блокадников. Мой дедушка умер в блокаду. Бабушка осталась с тремя детьми. Старший был летчиком. Он погиб в 1942 году, защищая небо Украины. Я знаю, что такое война и воспитан бабушкой, мамой и старшей сестрой с неприятием к агрессии и лжи. Я сугубо гражданский человек без милитаристских амбиций, против войны и разрушения городов. Я жил, никому зла не желал, занимался реабилитацией сына-инвалида», — так вкратце рассказал о себе сам Олег Белоусов в последнем слове.
До ареста петербуржец делил свое время между сыном Даниилом и хобби. Жена погибла в 2011-м, у ребенка диагностировали органическое поражение нервной системы, и Олег, по словам знакомых, «посвятил ему свою жизнь: врачи, школа, репетиторы, бассейн».
Хобби Белоусова был поиск. Он состоял в сообществе «копателей» — так называют любителей побродить с металлодетектором по заброшкам и местам боев Второй мировой в поисках предметов старинного быта и ржавых военных артефактов.
В 2022 году Россия развязала новую войну. Олег Белоусов ее не одобрял, Путина считал преступником и открыто писал об этом в чате поисковиков. На него донес знакомый по фамилии Чмыхун, с которым Олег поспорил после массовых убийств в Буче.
Когда к Белоусову пришли с обыском, он был дома вдвоем с сыном-инвалидом. Они несколько часов провели лежа на полу, потом обоих увезли на многочасовой допрос.
«Меня отпустили лишь к концу дня. От голода у меня болела голова. В отделе нам с папой только чуть-чуть воды разрешили попить. Отца в тот же день арестовали, и с тех пор мы видимся с ним лишь на судебных заседаниях», — вспоминал Белоусов-младший в суде.
В марте 2023 года суд приговорил Олега к 5,5 годам заключения по статье о «фейках» про армию. Он не признал вину. В колонии его поставили на учет как склонного к побегу, дважды отправляли в ШИЗО, а потом перевели на СУС — строгие условия содержания.
«Ему вменяют дисциплинарные взыскания за подброшенную в тумбочку конфету, за то, что другой заключенный сушил на батарее, расположенной рядом с койкой Олега, свои трусы и т. п. В колонии не оказывают практически никакой медицинской помощи, а зимой не выдают теплую обувь и одежду. И, как пишет Олег, "много еще такого, о чем и не расскажешь"», — сообщала группа поддержки Белоусова.
Он благодарен всем, кто присылает ему письма и передачи. «На одного негодяя у нас тысячи отзывчивых, готовых прийти на помощь людей, — пишет он на волю и призывает не терять надежды. — Не бойтесь говорить правду, высказывать свою гражданскую позицию! Какая это свобода, если тебя заставляют молчать? Все, с кем сидел, а также сотрудники, — все все видят и понимают всю ситуацию происходящего. А меня ничего не изменит. Я как был честным, порядочным человеком, так и выйду таким! Быть добру! Мирного неба над головой!».
Исправлено в 21:20. Уточнены реквизиты для помощи Даниилу Белоусову.
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне