ЕСПЧ признал приемлемой жалобу «Матерей Беслана»
Европейский суд по правам человека признал приемлемой в части нарушения российскими властями права на жизнь и эффективную правовую защиту жалобу «Матерей Беслана», поданную от имени 447 заявителей.
Как сообщает РАПСИ, Страсбургский суд счел неприемлемыми жалобы 51 заявителя из 447 человек, а четырех человек удалил из списка заявителей, а жалобы оставшихся заявителей признал приемлемыми в соответствии со статьей 2 (право на жизнь), статьей 13 (право на эффективное средство правовой помощи) Европейской конвенции по правам человека.
Это решение — промежуточное, оно вынесено после закрытых и открытых слушаний по иску, проведенных в октябре 2014 года. Теперь стороны должны будут представить в суд новые аргументы, а также свое мнение касательно компенсации, после чего будет вынесено решение ЕСПЧ.
«Самый первый анализ этого большого решения, который сегодня вынес ЕСПЧ по жалобе Беслана: суд признал приемлемыми все жалобы заявителей (447) в части нарушений, касающихся права на жизнь (2 статья Европейской конвенции). Это касается вопроса предотвращения теракта в том смысле, что у российских властей было достаточно информации, но они ничего не сделали для предотвращения теракта, так и конкретно фактов, касающихся применения оружия неизбирательного действия по школе и планирования силовой операции в целом. Это касается и расследования, которое за почти 11 лет оказалось неспособным установить все факты применения такой неизбирательной силы (огнеметы, гранатометы, танки) и которое не привело к установлению и наказанию виновных в гибели заложников от этого оружия. Также суд признал приемлемой жалобу в части доводов заявителей о том, что меры по тушению пожара в горящем спортзале не были своевременными», — прокомментировал решение «Новой газете» представитель бесланских потерпевших Кирилл Коротеев.
В плену у террористов в захваченной 1 сентября 2004 года школы №1 Беслана находились 1127 человек. Погибли 334 человека, в том числе 186 детей, а также 10 бойцов спецназа ФСБ России. Ранения получили более 800 заложников.
Заявители по иску настаивали, что силовые структуры России заранее обладали информацией о подготовке теракта, но не предприняли необходимые меры для защиты мирного населения. Кроме того, заявители и их защитники считают, что власти России не проработали должным образом план освободительной операции, что повлекло чрезмерные риски для жизни заложников.