Осужденный по делу «крымских террористов» Афанасьев рассказал о пытках после задержания и давлении после отказа от показаний в суде
Геннадий Афанасьев, осужденный по делу «крымских террористов», рассказал об обстоятельствах своего задержания 9 мая 2014 года, сообщил «Медиазоне» адвокат Афанасьева Александр Попков.
По словам Афанасьева, его задержали люди в масках, когда он шел на парад, после чего начали бить и усадили в машину. Задержавшие его требовали назвать некие фамилии и дать показания на режиссера Олега Сенцова, основного фигуранта дела, пересказывает адвокат слова своего подзащитного.
Когда дома у Афанасьева проходил обыск, он лежал на полу. После обыска вся фотоаппаратура Афанасьева пропала бесследно — в материалах дела она не значится как изъятая при обыску. В управлении ФСБ в Крыму, куда был позже доставлен Афанасьев, следователь Артем Бурдин из Москвы предложил задержанному сознаться в подрывах памятника Ленина и Вечного огня, добавляет Попков.
«Били в присутствии Бурдина и оперативников, били перчатками, жестко, в грудь и живот, по голове. Потом надели противогаз и начали зажимать шланг, что-то туда брызнули, после чего он стал захлебываться рвотой прямо в противогазе. Пытали его током, в том числе прикрепляли провода к половым органам» — расказал адвокат. Он отмечает, что в московском СИЗО «Лефортово» Афанасьева не били, но там находились те же оперативники, что и в Крыму.
Попков рассказал, что следователи добавляли к делу новые эпизоды на разных допросах: так, например, поездки Афанасьева и Сенцова с продуктами к украинским военным следователь превратил в поездки с целью купить оружие.
«Он признает, что действительно принимал участие в поджогах двери и окна этих офисов. Афанасьев считает, что это были нацистские организации, а в этих зданиях избивали людей и активистов», — говорит Попков о позиции подзащитного.
Адвокат сообщил, что Афанасьева привезли в Ростов-на-Дону, где идет процесс по делу Сенцова-Кольченко, еще 24 июля. Через три дня в СИЗО его посетил сотрудник ФСБ, который представился как «Александр из Москвы» и ранее присутствовал при пытках в Крыму. Он потребовал от Афанасьева повторить все свои показания в суде. «Если ты откажешься, поедешь на север к белым медведям, а твоя мать может попасть в аварию», — приводит адвокат слова Александра.
30 июля Геннадий Афанасьев был в суде, тогда, по словам Попкова, в конвойное помещение к его подзащитному зашел некий сотрудник ФСБ и сказал, что он «вместо Александра», после чего велел ему отказаться отвечать на вопросы, сославшись на 51-ю статью Конституции, чтобы адвокаты не могли расспросить Афанасьева. Попков утверждает, что сотрудник ФСБ говорил об имеющейся на этот счет договоренности с судьей. После того, как в первый день Афанасьев отказался от назначенного ему госадвоката, сотрудник его похвалил.
Адвокат указывает, что сотрудник ФСБ, требуя отказаться от показаний по 51-й статье, говорил Афанасьеву: «Сегодня самый важный день в твоей жизни».
После того как Афанасьев на суде отказался от своих показаний и сообщил об оговоре Сенцова, 31 июля его привели в кабинет СИЗО, где ему этот же сотрудник ФСБ угрожал, требуя сказать, что это адвокаты обвиняемых давили на него и заставили отказаться от показаний.
По словам Попкова, после выступления в суде Афанасьев не подвергался насилию. В понедельник, 3 августа, после посещения Геннадия Афанасьева в СИЗО адвокат Попков сообщил, что тот назвал «фантазиями следствия» утверждения о существовании террористических групп и впервые упомянул о пытках при задержании в Крыму. Геннадий Афанасьева теперь хочет добиться пересмотра своего дела и доказать абсурдность обвинений в терроризме. В конце декабря 2014 года он был осужден на семь лет колонии, несмотря на признание вины и дачу показаний. Аналогичное решение было вынесено в отношении Алексея Чирния, который на процессе по делу Сенцова-Кольченко отказался от показаний по 51-й статье.