Совет по правам человека попросит проверить информацию о гибели 159 российских военных
Председатель комиссии президентского Совета по правам человека (СПЧ) по военно-гражданским отношениям Сергей Кривенко обратится в Следственный комитет и Главную военную прокуратуру с просьбой тщательнее проверить информацию о гибели 159 действующих российских военных с начала 2014 года по 30 июля 2015 года. Об этом Кривенко рассказал РБК.
Данные о гибели 159 российских военных были получены в ходе исследования правозащитников, в котором речь идет только о тех случаях, которые получили огласку. Кривенко рассказал РБК, что в исследовании были выборочно использованы данные из открытых источников, так как статистику смерти военных ни одно ведомство не публикует уже пять лет. Почти в каждом из случаев, отобранных для исследования, известны фамилия, имя и номер воинской части погибшего, а также подтверждение гибели от родственников или правоохранительных органов.
Точные обстоятельства смерти известны лишь в 79 из этих случаев, большинство из которых — это убийство сослуживцами или суицид, а также гибель во время учений. Военная прокуратура или следствие проводили проверку по факту смерти военного только в 61 случае.
По словам председателя комиссии СПЧ, целью доклада является доказательство участия российских военных в боевых действиях в Украине. Кривенко отметил, что для правозащитников важнее добиться соблюдения прав военных и их семей на объективное расследование обстоятельств их гибели и привлечь виновных к ответственности, если это необходимо.
Комиссия СПЧ намерена направить в прокуратуру и Следственный комитет список из 159 погибших военных с указанием их имен и фамилий. Ведомства попросят сообщить официальные результаты проверок, проведенных по факту их смерти. В итоге СПЧ составит и опубликует реестр погибших солдат. Там будут указаны только их имена и первые буквы их фамилий, чтобы не нарушать права их семей на частную жизнь.
В конце мая 2015 года президент Владимир Путин подписал указ, который отнес данные о потерях российских войск во время спецопераций в мирное время к государственной тайне. До этого к секретной информации относились только данные о потерях в военное время. В ноябре Верховный суд признал этот указ законным. Суд оставил без удовлетворения жалобу адвокатов и журналистов, считающих, что указ нарушает, в частности, право СМИ и граждан получать и распространять сведения о нарушении права на жизнь человека.