Помогавший искать адрес Кашина милиционер позже был осужден за пытки задержанных
Помогавший искать адрес Кашина милиционер позже был осужден за пытки задержанных
14 октября 2015, 22:17
Бывший заместитель директора завода «Ленинец» Александр Мешков в интервью «Коммерсанту» назвал имя начальника РОВД, пытавшегося по его просьбе найти адрес журналиста Олега Кашина, на которого позже было совершено покушение. Им оказался Илья Гальчук, спустя четыре года после этих событий приговоренный к восьми годам колонии строгого режима за пытки задержанных.
По словам Мешкова, в 2010 году он и отвечавший на заводе «Ленинец» за безопасность и контакты с правоохранительными органами Михаил Калинин получили от своего начальника Александра Горбунова задание установить контакты и местоположение журналиста Олега Кашина. Первым делом они обратились к своим каналам в милиции — поскольку завод является оборонным предприятием, его руководство может официально узнавать информацию о людях через базы данных МВД. «У нас были налажены контакты в Московском РОВД, где руководителем был Илья Гальчук. Он пробил нам Олега Кашина вполне официально, но это ничего не дало: мобильные телефоны были устаревшие, зарегистрирован он в Калининграде, а фактического адреса нет», — рассказал Мешков. Вскоре после покушения следователи узнали от Гальчука, что Мешков и Калинин делали запрос о Кашине, однако не стали задавать им никаких вопросов. По словам Мешкова, позже Горбунов объяснил такое поведение следователей тем, что «вопрос замяли».
Как отметил в твиттере руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков, пытавшийся установить контакты Кашина полицейский Илья Гальчук в дальнейшем был осужден за пытки. По версии следствия, в сентябре 2010 года — за несколько месяцев до покушения на журналиста — Гальчук, будучи начальником отделения УВД по Московскому району Петербурга, узнал о квартирной краже и поручил оперативникам Дмитрию Ситникову и Александру Саенко задержать 28-летних мужчину и женщину с целью получения от них признательных показаний. При этом Гальчук разрешил подчиненным прибегнуть к любым способам добычи признания — от незаконного использования наручников до применения насилия.
Ситников и Саенко устроили засаду у квартиры, в которой жила пара. Затем их сменили трое других оперативников. Когда женщина вышла из квартиры, милиционеры задержали ее, надели наручники, забрали ключи от жилища, провели несанкционированный обыск и задержали ее сожителя, а затем увезли обоих в отделение. Там Гальчук и оперативник Ситников избивали задержанных, пытаясь получить явку с повинной. Впоследствии мужчина скончался от полученных телесных повреждений в больнице, куда был доставлен из отделения.
В марте 2014 года районный суд приговорил Гальчука и Ситникова к восьми годам колонии строгого режима, двое оперативников получили условный срок, а еще двое — по два года колонии общего режима. В октябре того же года городской суд Санкт-Петербурга оправдал Гальчука и Ситникова по части 4 статьи 111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), и оставил в обвинении лишь статью 286 УК (превышение должностных полномочий с применением насилия). В результате срок заключения Гальчуку и Ситникову был уменьшен до четырех с половиной лет и пяти лет и одного месяца лишения свободы соответственно, притом что оба на тот момент находились в СИЗО уже четыре года. Уголовное дело о гибели задержанного было отправлено на новое расследование.