«Мемориал» признал политзаключенными обвиняемых по «высотному делу»
Правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенными задержанных по делу о покраске в цвета украинского флага звезды высотки на Котельнической набережной Анну Лепешкину, Евгению Короткову, Александра Погребова, Алексея Широкожухова и Владимира Подрезова. Сообщение об этом появилось на сайте «Мемориала» в четверг.
Лепешкина, Короткова, Погребов и Широкожухов находятся под домашним арестом с 21 августа прошлого года, Подрезов содержится под стражей с 28 августа. Всем им предъявлены обвинения по части 2 статьи 214 УК (вандализм, совершенный группой лиц) и части 2 статьи 213 УК (хулиганство, совершенное группой лиц по мотивам политической и идеологической ненависти).
«Анализ хода расследования «дела о покраске звезды» и фактических обстоятельств происшествия позволяют сделать вывод о политической мотивированности уголовного преследования. Прежде всего, вызывает сомнения квалификация этих действий активистов как вандализма и хулиганства, совершенного по мотивам политической и идеологической ненависти. Аналогичные случаи, когда руферы проникали на крыши высотных зданий в России и водружали флаги, обычно квалифицировались как административные правонарушения с наказанием в виде штрафа», — отмечает «Мемориал».
По мнению правозащитников, покраска звезды на крыше памятника архитектуры регионального значения может быть квалифицирована как административное правонарушение по статье 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).
«В свою очередь, статья 213 (хулиганство) УК РФ из-за неопределенности формулировок является универсальным инструментом политически мотивированного уголовного преследования (дела Pussy Riot, экипажа судна Arctic Sunrise, калининградское дело о флаге и др.), когда не удается найти для него никакого другого основания. Эта статья может быть применена фактически к любым действиям», — говорится в сообщении.
Вызывают сомнения также доводы следствия об участии в покраске звезды Анны Лепешкиной, Евгении Коротковой, Александра Погребова и Алексея Широкожухова. Свидетель Кирилл Ишутин, чьи показания легли в основу обвинения, также отрицал знакомство с этими активистами.
«Мемориал» пришел к выводу о том, что «самим фактом уголовного преследования, а также избранной на время следствия мерой пресечения в виде домашнего ареста (Лепешкина, Короткова, Погребов, Широкожухов) и взятия под стражу (Подрезов) было нарушено право обвиняемых на справедливое судебное разбирательство, гарантированное Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Конституцией РФ».