Конституционный суд раскритиковал механизм проведения прокурорских проверок НКО
Как говорится в постановлении на сайте суда, правозащитные организации обратились в КС с жалобой на три статьи закона «О прокуратуре РФ». Заявители считали, что отсутствие четкого регламента позволяет надзорному органу проводить проверки неограниченное число раз, а также запрашивать у НКО любые документы в любые сроки.
Согласно вердикту КС, «спорные положения закона о прокуратуре не устанавливают четких временных рамок и позволяют проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения своих требований». «Тем самым, они позволяют ставить перед НКО объективно невыполнимые задачи, которые в отсутствие специально установленных законом критериев не могут быть проверены по существу в суде. Невыполнение же в установленный прокурором срок соответствующих задач влечет для НКО административную ответственность. В этой части положения закона "О Прокуратуре Российской Федерации" не соответствуют Конституции», — говорится в постановлении.
Хотя в решении КС и говорится об «особой роли» прокуратуры в обеспечении законности, в нем перечисляются и обязательные условия проведения проверок, которые необходимо соблюдать во избежание злоупотреблений и незаконных ограничений прав организаций.
Согласно вердикту, само проведение проверки должно иметь мотивацию. При этом проверяемая НКО должна получить уведомление о проверке, а по ее окончании — о наличии или отсутствии выявленных фактов нарушения закона. Требовать у организации документы, которые уже есть в распоряжении государственных органов, общедоступную информацию и документы, которыми организация обладать не обязана, прокуроры не вправе, говорится в вердикте. Помимо этого, проверки не могут повторно проводиться на основании одного и того же мотива, если речь не идет об устранении ранее выявленных нарушений.
Проанализировав практику прокурорских проверок, КС предписал исправить закон «О прокуратуре», а до вступления поправок в силу руководствоваться при проведении проверок теми же правилами, которые установлены законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществленни государственного контроля и муниципального контроля».