Конституционный суд рассмотрел жалобу НКО на закон «О прокуратуре»
Жалобу подали правозащитный центр «Мемориал», международное общество «Мемориал», «Гражданское содействие» и лично Светлана Ганнушкина, Межрегиональная Ассоциация правозащитных общественных объединений «Агора», общественная организация «Забайкальский правозащитный центр» и общественный фонд «Международный стандарт».
Правозащитники подчеркивают, что оспариваемые ими положения пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не соответствуют требованиям формальной определенности закона, поскольку не предусматривают точного перечня оснований для проведения прокурорских проверок. Кроме того, статья не определяет права лиц, в отношении которых проверки проводятся, состава участников проверки. Заявители также полагают, что закон не исключает дублирование прокуратурой иных контролирующих органов.
В четверг в КС выступили представители НКО, Генпрокуратуры и Минюста, а также представитель президентского Совета по правам человека профессор ВШЭ Илья Шаблинский.
Шаблинский: Прокуратура с 2013 проверила больше 1000 НКО. Ни одной из них прокуроры не предъявили основания проверки, которого требует закон
— Pavel Chikov (@pchikov) January 22, 2015
Кроме того, участники рассмотрения заслушали выступление представителя президента в КС Михаила Кротова.
Кротов: не нарушай закон - тогда и проверять не будут. А если нарушаешь, какая тебе разница, кто тебя проверяет?! #проверкиНКО
— ПЦ Мемориал (@hrc_memorial) January 22, 2015
Председательствовал в коллегии судей глава Конституционного суда Валерий Зорькин. Решение, как ожидается, будет опубликовано в феврале на сайте КС.Поводом для обращения НКО в суд стали проверки, проведенные в 2012-2014 годах. В некоторых случаях прокурорские проверки проводились спустя несколько месяцев после проверок Минюста, а также имели место повторные проверки одних и тех же организаций. Уведомление о проверке вручались организациям прямо в момент ее начала. Формулировка документа была произвольной и содержала лишь пояснение, что проверка проводится «на предмет исполнения действующего законодательства общественными, религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями».