Осужденный за репост россиянин впервые пожаловался на приговор в ЕСПЧ
Осужденный за репост челябинский блогер Константин Жаринов пожаловался на приговор в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Его жалоба стала первой жалобой на приговор за репост в интернете, сообщает газета «Коммерсант».
Как отмечает издание, дело Жарова было одним из первых случаев привлечения к уголовной ответственности за репост: 1 марта 2014 года он, по данным следствия, репостнул на свою страницу в социальной сети «ВКонтакте» пост украинской националистической организации «Правый сектор», деятельность которой в России 17 ноября 2014 года запретил Верховный суд.
Авторы поста «призывали россиян к восстанию против местных властей». 4 марта 2014 года Жаров получил предупреждение от прокуратуры, после чего удалил пост со своей страницы, однако в апреле в отношении блогера было возбуждено уголовное дело о призывах к экстремизму (статья 280 УК). Его адвокат Ирина Хрунова в беседе с «Ъ» отметила, что «Правый сектор» был запрещен в России лишь в ноябре 2014 года. 28 сентября 2015 года Жарова приговорили к двум годам лишения свободы условно и сразу амнистировали. Прокурор, между тем, требовал для него три года реального лишения свободы.
В своей жалобе в ЕСПЧ Жаринов указал, что считает свое уголовное преследование политически мотивированным. В его деле есть рапорты оперативников челябинского управления Центра противодействия экстремизму, которые отмечают, что с 2012 года Жаров участвовал в акциях оппозиции, поддерживает Алексея Навального и состоит в партии «Демократический выбор».
Кроме того, к жалобе блогера прилагаются постановления о мониторинге страницы блогера, вынесенные 2 марта 2014 года, и о прослушке его телефона. Также, по словам адвоката Хруновой, в деле Жарова есть показания двоих неизвестных свидетелей: «это какие-то совершенно посторонние люди, которые по якобы случайному совпадению зашли на его страницу до удаления поста, сообщили полиции, что оскорблены увиденным, и потребовали возбудить против Жаринова дело». В жалобе Жарова отмечается, что он считает чрезмерным сам факт уголовного преследования, несмотря на амнистию, так как он сразу подчинился прокурорам, потребовавшим удалить текст с его страницы «ВКонтакте».