Федеральная палата адвокатов пожаловалась в Минюст на сложности с доступом к подзащитным в СИЗО
Сотрудники следственных изоляторов не выполняют новых требований Уголовно-процессуального кодекса и продолжают препятствовать доступу адвокатов к подзащитным, говорится в письме Федеральной палаты адвокатов министру юстиции Александру Коновалову, выдержки из которого приводит «Коммерсант».
Палата просит министра «принять меры к неукоснительному исполнению» новых правил статьи 49 УПК, которые вступили в силу еще в апреле: если ранее в кодексе говорилось, что «адвокат допускается к участию в уголовном деле», то теперь «адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера».
Ранее слово «допускается» позволяло сотрудникам СИЗО требовать от адвокатов письменного разрешения на встречу с подзащитным, которое мог выдать только следователь. Новая норма позволяет исключить следователя или суд из процесса общения адвоката с подзащитным, однако сотрудники изоляторов продолжают отказывать адвокатам в допуске, поскольку нет «информации от следствия, дознавателя или суда об участии конкретного адвоката в судопроизводстве в качестве защитника».
«У нас нет сведений о том, что вы защитник, а удостоверение и ордер предъявляйте следователям» — привел в беседе с «Коммерсантом» типичный ответ сотрудников СИЗО адвокат Александр Редькин.
Также, отмечается в письме адвокатов в Минюст, сотрудники СИЗО вспоминают про «опасения», что к человеку, «содержащемуся под стражей, может получить доступ не только адвокат, с которым заключено соглашение на защиту, но и любой другой адвокат».
Подобное отношение сотрудников СИЗО «по сути является издевательством над адвокатами-защитниками, свидетельствует о презумпции недоверия к адвокату и грубо нарушает императивные нормы УПК, которые не допускают двоякого толкования», пишет президент ФПА Юрий Пилипенко министру юстиции и просит «принять меры к неукоснительному исполнению новелл УПК», принятых «по инициативе президента Владимира Путина».