Чеченский чиновник рассказал, что его пытали в мэрии Грозного
57-летний директор муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжение» Лом-Али Элбиев утверждает, что его пытали в мэрии Грозного, вымогая деньги и требуя оговорить себя в хищении бюджетных средств, сообщает правозащитный центр «Мемориал».
Элбиев, бежавший из России в марте 2017 года, обратился в «Мемориал» 5 июня. В заявлении он попросил правозащитников помочь ему привлечь к ответственности виновных в нарушении его прав и получить компенсацию морального и материального вреда. «Мемориал» обратился в СК и МВД с просьбой проверить изложенные Элбиевым факты, однако никакого ответа не получил.
Как рассказывает Лом-Али Элбиев, в Чечне он владел фирмой ООО «Низкотемпературные Системы — NTS», а с вступил в должность директора МУП «Теплоснабжение» в Грозном. На этот пост его пригласил исполнительный директор регионального общественного Фонда им. А-Х. Кадырова Тамерлан Хучиев. Элбиев утверждает, что работу МУП «Теплоснабжение» курировал заместитель мэра Грозного Аслан Хучиев, двоюродный брат мэра Муслима Хучиева. Еще один брат мэра, Беслан Хучиев, был зампредседателя Комитета городского хозяйства мэрии Грозного.
Элбиев пишет в своем заявлении, что с самого начала его работы Беслан Хучиев пытался вмешиваться в кадровые и финансовые вопросы предприятия, а он пытался этому противостоять. Однажды он пожаловался на это мэру Грозного Муслиму Хучиеву, который в это время был в Москве. «А тебя это не устраивает? Хорошо, приеду из Москвы — разберемся», — передает Элбиев ответ мэра.
24 февраля 2017 года, рассказывает Элбиев, его вызвали на совещание в мэрию, во время которого мэр обвинил директора в хищении денежных средств в крупном размере, о котором ему якобы стало известно от Беслана Хучиева. Элбиев сказал, что эти обвинения безосновательны, но мэр не стал его слушать. После этого была проведена проверка оборудования «на глаз», без участия специалистов, а вечером Лом-Али Элбиева привезли в мэрию Грозного, где он остался вместе с мэром и начальником его службы безопасности.
«Около 20:00 по приказу Муслима Хучиева его охранники отвели Элбиева в подвал мэрии. Там они заковали его в наручники и пытали: избивали ногами, палками и дубинками, пытали электрошокером. Охранники требовали, чтобы Элбиев признался в хищениях, сказал, где находятся украденные деньги, и назвал своих пособников. Лом-Али отказывался, говоря, что если бы он украл деньги, то вернул бы их, а не терпел бы пытки и издевательства.
В двенадцатом часу ночи его привели обратно в кабинет мэра. В присутствии Элбиева Хучиев позвонил кому-то, кого называл в разговоре Абушейхом. Хучиев попросил этого человека привезти в мэрию аппарат для пыток электрическим током. Через некоторое время Лом-Али вернули в подвал. Избиения и пытки возобновились, на этот раз использовали аппарат для пыток электрическим током, который, видимо, любезно предоставил Абушейх. Пытки сопровождались угрозами и оскорблениями. Пытки продолжались до 3:00 утра», — пересказывает заявление пострадавшего «Мемориал».
Лом-Али Элбиев утверждает, что в результате он оговорил себя и признался под запись на видеокамеру в хищении 28 млн рублей и обязался отдать указанную сумму: 1 марта — 10 млн, 8 марта — еще 10 млн, еще через две недели — оставшиеся 8 млн. После этого Элбиева освободили. По его словам, он еле мог передвигаться, все тело было покрыто гематомами и следами от пыток током; медицинское обследование показало перелом ребер.
Как рассказывает Элбиев, после освобождения он смог взять в долг у знакомого под залог имущества 4 млн руб. и передал эти деньги вымогателям на КПП мэрии. На следующий день ему сказали, что 8 марта он обязан принести еще 16 млн, иначе могут расправиться не только с ним самим, но и с его семьей. Опасаясь за свою жизнь и за родных, Лом-Али Элбиев вместе с семьей немедленно уехал из России в одну из европейских стран.
Он рассказал правозащитникам, что в середине мая к дальним родственникам пришли люди, назвавшиеся представителями мэра, которые сказали, что «произошла ошибка с суммой» и попросили родственников передать Лом-Али Элбиеву предложение вернуться не только на родину, но и на свою должность, приступить к работе и забыть это «легкое недоразумение».
«Мы не знаем, насколько факты, описанные Лом-Али Элбиевым, соответствуют действительности. Когда мы получим ответы из следственных органов, мы сообщим об их содержании», — резюмирует «Мемориал».
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке