Конституционный суд отказался рассмотреть жалобу «Левада-центра» на норму, позволяющую внести ее в список «иностранных агентов»
Конституционный суд отказался рассмотреть жалобу «Левада-центра» на норму, позволяющую внести ее в список «иностранных агентов»
11 сентября 2017, 16:15

Конституционный суд (КС) отказался рассмотреть жалобу исследовательской организации «Левада-центр» на нормы закона, позволяющие принудительно включать некоммерческие организации (НКО) в реестр «иностранных агентов» за политическую деятельность, пишет «Коммерсант» со ссылкой на определение об отказе.

Газета пишет, что определение об отказе КС было принято на основе выводов секретариата и не передавалось судье-докладчику.

В 2014 году КС признал закон об «иностранных агентах» конституционным. После этого Минюст получил получил право вносить НКО в реестр принудительно. В 2016 году к политической деятельности также отнесли отнесли «формирование общественно-политических взглядов» через социологические исследования и публикацию их результатов. В сентябре 2016 года «Левада-центр» включили в список НКО-иностранных агентов.

В марте 2017 года Мосгорсуде признал законным включение фонда в реестр. Минюст утверждал, что «Левада-центр» ежегодно получает «многомиллионное иностранное финансирование» и «участвует в интересах иностранных источников в политической деятельности на территории РФ, распространяя мнения о принимаемых государственными органами решениях и формируя общественно-политические взгляды и убеждения».

После этого «Левада-центр» подал жалобу в КС, утверждая, что во время периода проверки деятельность фонда уже не была политической, а Минюст применил «норму обратной силы» — то есть применил ее в отношении деятельности организации, которая проводилась до вступления этого закона в силу.

Согласно решению КС, суды руководствовались позицией КС, который в 2014 году постановил, что политическая деятельность осуществляется «путем формирования общественного мнения». Поэтому, если НКО распространяет «свои оценки», то эта деятельность уже относится к «политическим акциям». Поэтому КС решил, что новая норма, которая отнесла в 2016 году к политической деятельности соцопросы, уточнила, а не изменила содержание нормы.