У Эрмитажа изъяли и запретили к продаже сборники по истории музея
У Эрмитажа изъяли и запретили к продаже сборники по истории музея
13 апреля 2017, 13:58

У Государственного Эрмитажа изъяли и запретили к распространению как содержащие «секретные» данные сборники архивных документов о продаже СССР предметов искусства за рубеж в 1920–1930-х годах, написал в фейсбуке старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Алексей Ларионов. Первой его рассказ заметила Colta.

По словам Ларионова, который занимается хранением голландских, фламандских и немецких рисунков до 1800 года, в Эрмитаже работала проверочная комиссия — «формально из Минкульта, но, говорят, там были, преимущественно, представители другого ведомства».

По итогам ее работы музею предъявили претензию в незаконной публикации на протяжении нескольких лет документов, относящиеся к числу «секретных» — серии сборников на материалах архива Эрмитажа, которые были по большей части посвящены музейным распродажам 1920–1930-х годов. «Если кто не в курсе — это восемь толстых томов с актами выдач экспонатов в "Антиквариат", перепиской с государственными ведомствами, материалами по организации аукционов за границей и по переговорам о продаже шедевров музея [Эндрю Уильяму] Меллону и [Галусту] Гюльбенкяну», — пишет Ларионов. Коллекционер Меллон и основатель «Иракской нефтяной компании» Гюльбекян активно скупали ценные шедевры из коллекции Эрмитажа.

Также Ларионов пишет про претензии к «отдельному тому о распродаже коллекций Строгановского дворца, своду протоколов заседаний Совета Эрмитажа и тому, посвященному памятникам, "перемещенным" после II Мировой войны».

Теперь эти книги запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков Эрмитажа, на них нельзя ссылаться, а новый том с документами за 1932–1933 годы запрещен к изданию. Сами архивные дела изъяты из музея, опечатаны и вывезены в коробках. «Насколько я знаю, аналогичные спецоперации прошли, также, и в некоторых московских музеях, в частности, в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее, — отмечает Ларионов. — Там, говорят, доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел».