СК отказался возбуждать дело против башкирских полицейских, избивших задержанного за отказ от дактилоскопии
СК отказался возбуждать дело против башкирских полицейских, избивших задержанного за отказ от дактилоскопии
24 апреля 2017, 12:45

Житель Башкирии Алексей Галиуллин обвинил сотрудников Нацгвардии и полиции в том, что те применили к нему насилие за отказ от прохождения процедуры дактилоскопии, сообщает «Комитет по предотвращению пыток».

По словам Галиуллина, он получил закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга легкой степени и травму шейного позвонка.

Правозащитникам Галиуллин рассказал, что 22 февраля он отдыхал с приятелями в сауне города Бирска. После отдыха у них возник конфликт с работниками сауны из-за оставленного беспорядка. На место прибыли сотрудники Нацгвардии и участковый. Конфликт не был погашен, но в нем появилась третья сторона — сотрудники правоохранительных органов.

В результате Галиуллина доставили в отдел полиции по Бирскому району. Он утверждает, что один из сотрудников Нацгвардии толкнул его в спину, когда вел в служебный автомобиль, из-за чего он упал и ударился головой об лед.

«В отделе полиции я не стал называть свои личные данные, сославшись на 51-ю статью Конституции, а также отказался, чтобы с меня снимали отпечатки пальцев», — рассказал Галлиулин. Он также говорил, что имеет право на адвоката, но ему не дали его вызвать.

Галлиулин рассказал, что его пытались силой дать отпечатки пальцев. В результате его повалили на пол, заломили руки за спину и надели наручники.

«Один из сотрудников давил мне коленом в область шеи, отчего я почувствовал сильную боль и начал издавать неестественный хрип, потому что кричать не получалось», — рассказывал он.

Из-за поднявшегося шума в кабинет вбежал другой сотрудник полиции, который приказал прекратить насилие, а также потребовал снять наручники. После этого Галлиулину даже позволили написать заявление о произошедшем на имя начальника отдела.

Позднее он почувствовал сильную боль и головокружение, ему вызвали бригаду скорой помощи и госпитализировали. В больнице ему поставили диагноз: «Сочетанная травма. Закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушиб головного мозга легкой степени. Ротационный подвывих второго шейного позвонка. Повреждение связок правого плечевого сустава. Растяжение связок множественные гематомы правого лучезапястного сустава».

Галиуллин пролежал в больнице 23 дня. Сейчас он лечится дома и носит на шее корсет. Судмедэкспертиза, назначенная следователем, установила, что его травмы «расцениваются как повреждения, причинившие вред здоровью средней тяжести».

Заявление на имя начальника отдела полиции, перенаправили в Бирский межрайонный следственный отдел СУ СК по Башкирии. 25 марта следователь отдела Булат Галиев вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия в действиях полиции состава преступления. По его мнению, полицейские правильно применили физическую силу. Правозащитники обжаловали отказ.

«Следователь, принимая решение об отказе в возбуждении уголовного дела, делает вывод, что физическая сила и наручники к Алексею были применены законно. Однако он игнорирует тот факт, что согласно закону «О полиции» при применении силы сотрудники полиции должны стремиться к минимизации возможных негативных последствий для человека. Согласно же практике Европейского суда по правам человека, применяемая сила должна быть пропорциональна той опасности, которую человек представляет», — сказал юрист Комитета по предотвращению пыток Евгений Литвинов.

По словам Литвинова, следователь не объяснил происхождение телесных повреждений, которые повлекли вред здоровью средней тяжести, и не дал им оценки. Сейчас правозащитники ожидают решения по жалобе на отказ и намерены добиться от следственных органов проведения проверки.