«Дождь»: обвиняемый в подготовке теракта рассказал о пытках в московском отделе ФСБ за отказ подписывать протокол об ознакомлении с делом
«Дождь»: обвиняемый в подготовке теракта рассказал о пытках в московском отделе ФСБ за отказ подписывать протокол об ознакомлении с делом
15 февраля 2018, 0:00

Обвиняемый в подготовке теракта 23-летний гражданин Узбекистана Зафар Тукиев передал в «Комитет против пыток» заявление о пытках в московском отделе УФСБ. Фрагменты его рассказа опубликовал «Дождь».

По словам адвоката Тукиева Фирузы Камоловой, ее клиент проходит обвиняемым по делу об участии в террористическом сообществе: «Они со знакомыми якобы хотели что-то совершить, шла просушка». Как рассказал юрист КПП, член Общественной наблюдательной комиссии Дмитрий Пискунов, после завершения расследования следователи должны были получить от него подпись на протоколе об ознакомлении с материалами дела и передать его в суд. Когда Тукиеву предложили поставить подпись в отсутствие адвоката, тот отказался и попросил вызвать защитника. По прошествии двух недель его вывезли из СИЗО-5 Москвы на черном автомобиле и надели на голову балаклаву.

Через 20 минут, говорится в заявлении Тукиева, его завели в здание, пристегнули руки за спиной и обмотали лицо скотчем, а затем повалили на пол. «Один человек поставил колено мне на лопатки, взял какую-то ткань и обхватил ей нижнюю часть лица, закрывая рот, тянул мою голову вверх. Еще двое руками держали мои ноги. Затем на обе ноги мне прикрепили металлические прищепки, их закрепили на трех пальцах — безымянном, среднем, указательном. Я начал двигаться, выкручиваться, на меня сверху надавили ногой, кто-то сказал, чтобы я не двигался, и что по-хорошему я не понимаю. Затем раздался скрежет, по моему телу пустили электрический ток. Я почувствовал невыносимую боль. У меня начали трястись икроножные мышцы, все тело от напряжения выгнулось дугой», — говорится в заявлении.

По словам Тукиева, в ответ на объяснение о том, что он не хотел подписывать постановление об ознакомлении с материалами дела без адвоката, нападавшие сказали, что покажут, «как надо подписывать», и продолжили пытку током. «В какой-то момент я сказал, что готов все подписать. Человек мне ответил: "Конечно, подпишешь, куда ты денешься". Я попросил позвать следователя [Максима Петровича] Ведяева. Другой человек сказал: "Он еще не понял", и меня продолжили пытать. Ток держали дольше, было еще больнее. Через несколько минут спросили: "Ты что, обосрался?". Я ответил: "Нет". Человек сказал: "Если обосрешься, мы заставим тебя это съесть". Я начал кричать и звать Ведяева», — рассказывал Тукиев.

Затем обвиняемому освободили одну руку, дали надеть куртку и завели в другой кабинет, куда через несколько минут подошел следователь Ведяев. «Он снял с меня маску, предложил воды, я отказался. Он спросил: "Ты понял моих коллег?". Я ответил, что понял. Он дал около 15 бланков, я все подписал (даже пустые бланки)», — утверждает Тукиев. Еще через 20 минут в кабинет зашли люди в масках, вновь надели на него балаклаву и увезли обратно в СИЗО.

Пискунов говорит, что изначально Тукиев не был против подписания протокола об ознакомлении. «На мой взгляд, это говорит о том, что следователи УФСБ по Москве и Московской области обнаглели вконец. Они пытками стали пользоваться по любому поводу, будучи уверенными в своей безнаказанности», — добавляет он. Вскоре «Комитет против пыток» подаст заявление в ГСУ СК по Москве. По словам адвоката обвиняемого, следователь Ведяев обвинения отрицает и говорит, «что Зафар все придумал, либо его научили в камере».