Верховный суд допустил изъятие единственного жилья у должника
Верховный суд постановил, что у должника, признанного банкротом, может быть изъято и реализовано с торгов единственное жилье, передает «Интерфакс». Такое решение вынесли по делу Анатолия Фрущака.
До этого нижестоящие суды выносили решения в пользу Фрущака и не разрешали изъять его пятикомнатную квартиру площадью в 198 квадратных метров для реализации, которую оценивают в 28 млн рублей. Судебная коллегия ВС по экономическим спорам отменила предыдущие решения судов и отправила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По данным «Интерфакса», в 2010-2011 годах суды признали, что Фрущак должен кредитору Андрею Кузнецову более 8 млн рублей. При этом должник передал свою квартиру жене по соглашению о разделе имущества, но позже суды признали сделку недействительной и квартира вновь оказалась в единоличной собственности Фрущака.
К 2017 году долг вырос до 13 млн рублей. Летом прошлого года арбитражный суд по просьбе Фрущака признал его банкротом и ввел процедуру реализации его имущества. Однако должник ходатайствовал об исключении из предметов, которые собираются изъять, квартиру, поскольку это его единственное жилье.
Арбитражный суд Москвы, а затем судьи в апелляционной и кассационной инстанциях вынесли решения в пользу Фрущака, сославшись на позицию Конституционного суда, который опирается на статью 446 Гражданского кодекса. Эта статья включает единственное жилье должника в категорию имущества, которое не подлежит взысканию по исполнительным документам. При этом КС также предписывал законодателю внести в кодекс поправки, чтобы определить пределы такого иммунитета, исходя из принципа соразмерности при защите интересов кредитора, но это не было сделано.