«Коммерсант»: МВД вновь попросило предоставить доступ к базе пациентов с психическими расстройствами, в которой содержится врачебная тайна
МВД попросило вице-премьера Татьяну Голикову помочь получить доступ к базе пациентов с психическими расстройствами, пишет «Коммерсант» со ссылкой на копию письма, которое ведомство направило в правительство.
В письме, по информации газеты, МВД просит помочь «оптимизировать процесс получения органами внутренних дел сведений о лицах, имеющих психические расстройства, больных алкоголизмом и наркоманией и представляющих опасность для окружающих». В ведомстве считают, что отсутствие таких сведений «фактически лишает полицию возможности исполнения обязанности по участию совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, страдающими заболеваниями, в целях предупреждения совершения ими преступлений».
Адвокат Михаил Голиченко, который занимается в том числе защитой прав пациентов, сказал «Коммерсанту», что те сведения, доступ к которым просит МВД, составляют врачебную тайну.
Получив письмо, Голикова попросила Минздрав перенаправить его Российскому обществу психиатров. Копии ушли также в некоторые профильные учреждения — в Центр психиатрии и наркологии имени Сербского и Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени Бехтерева.
Российское общество психиатров и Институт имени Бехтерева подготовили совместный ответ. Они считают, что предложение МВД «является избыточным, не соответствует заявляемым целям, а также нормам Конституции РФ и действующего законодательства». Кроме того, считают медики, предоставление полиции доступа к таким сведениям противоречит принципам медицинской этики.
В 2016 году, как писали «Известия», МВД решило направить в комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции предложение раскрывать диагнозы пациентов психиатрических медучреждений без их согласия, если те «представляют опасность для окружающих».
В 2018 году Госавтоинспекция подготовила законопроект о создании совместной с Минздравом базы данных, но в Госдуму документ так и не внесли — Минздрав настоял на «позиции бескомпромиссного соблюдения врачебной тайны».