МВД обязали дать москвичу доступ к уголовному делу его нереабилитированного деда, расстрелянного в 1933 году
Новость
5 июля 2019, 14:16

МВД обязали дать москвичу доступ к уголовному делу его нереабилитированного деда, расстрелянного в 1933 году

Верховный суд удовлетворил кассационную жалобу Георгия Шахета и обязал МВД предоставить ему доступ к уголовному делу его деда Павла Заботина, расстрелянного в 1933 году, сообщается на сайте правозащитной группы «Команда 29».

На заседании представитель МВД признал, что его коллеги неверно применили нормы права и попросил отправить дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но Верховный суд сразу потребовал предоставить Шахету материалы дела его деда.

Интересы Шахета в Верховном суде представляли юристы Марина Агальцова из «Мемориала» и Анна Фомина из «Команды 29».

Отец истца Павел Заботин работал заведующим строительным сектором буфетного управления Ленинского нарпита. Его задержали 28 декабря 1932 года за хищение госимущества. По этому же делу проходили еще 22 человека, их обвинили в хищении 20 тысяч кирпичей и 22 ящиков со стеклом.

Спустя две недели после задержания тройка вынесла решение о расстреле Заботина. Поскольку деда Шахета осудили по общеуголовной статье, то его не реабилитировали, а дело закрыли.

С 2017 года Шахет пытается получить доступ к материалам уголовного дела Заботина, но в МВД отказались это делать, ссылаясь на совместный приказ Министерства культуры, МВД и ФСБ, который, по утверждению юристов, вообще не регулирует вопросы доступа к материалам дел по нереабилитированным гражданам.

Головинский районный суд Москвы, Московский городской суд и его президиум последовательно вставали на сторону МВД в споре с внуком расстрелянного. Сначала Верховный суд отказался рассматривать жалобу Шахета, но в конце марта истребовал материалы, а в мае передал их в коллегию.

«Родственник человека, которого не реабилитировали, наконец получит право на доступ к информации о его преследовании. Кроме того, станет возможным обжалование других решений по подобным делам. У нас не прецедентное право, но позиция Верховного суда — это позиция Верховного суда, и не считаться с ней нижестоящие суды не могут», — выразила мнение юрист «Команды 29» Анна Фомина.