Уехавшего после пыток чеченца депортировали из Франции в Россию и передали чеченским полицейским; он вскрыл живот перед вылетом
На Ямале сотрудники отдела МВД по Новому Уренгою передали чеченским полицейским беженца Магомеда Гадаева, которого несколько дней назад депортировали из Франции. Об этом «Новой газете» рассказал адвокат Семен Цветков.
Гадаев в 2010 году покинул страну после того, как его похитили и пять месяцев держали на базе чеченского ОМОН. «Новая газета» утверждала, что силовики собирались «вывезти [его и других задержанных] в горы и расстрелять как боевиков». До задержания он освободился из колонии по обвинению в связях с сепаратистами.
За границей Гадаев рассказал о пытках в Чечне, а также вошел в «Ассамблею чеченцев Европы», представляющей интересы представителей диаспоры. Его задержали во Франции в октябре 2020 года после того, как 18-летний Абдулах Анзоров обезглавил учителя истории Самюэля Пати в пригороде Парижа.
Гадаева поместили в депортационный лагерь, однако высылку приостановили из-за его заражения коронавирусом. В конце марта решение о депортации отменили через суд, и чеченца отпустили. 8 апреля его задержали снова и 9 апреля отправили из Парижа рейсом до Шереметьево; перед вылетом он вскрыл в депортационной тюрьме живот.
В московском аэропорту, как писал глава «Комитета против пыток» Игорь Каляпин, сотрудники пограничной службы ФСБ более 12 часов удерживали Гадаева в транзитной зоне терминала D, а затем он с адвокатом улетел в Новый Уренгой, где живет его брат.
К брату Гадаева, по словам адвоката Семена Цветкова, 10 апреля приходили неизвестные чеченцы, после чего родственники попросили его «сдаться на милость» главы республики Рамзана Кадырова.
У подъезда дома, где находились Гадаев с Цветковым, стояла слежка; тот попросил полицию Нового Уренгоя прислать наряд, чтобы отвезти его в ОМВД и предоставить госзащиту. Адвоката и Гадаева посадили в разные машины.
Правозащитники указывали в жалобе в прокуратуру, что, со слов сотрудников правоохранительных органов в аэропорту, у них есть «договоренность» с МВД по Чечне доставить Гадаева в республику после депортации. Он не находится в розыске и в отношении него не была избрана мера пресечения.
Гадаев также проходит свидетелем по делу о похищении бойцами ОМОН Ислама Умарпашаева, которого держали вместе с ним. В разговоре с «Кавказ.Реалиями» он вспоминал, что после дачи показаний во Франции ему и его родственникам в Чечне поступали угрозы.