ЕСПЧ присудил 25,6 тысяч евро жительнице Казани, которую привязывали к кровати в психиатрической больнице
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) взыскал 25,6 тысяч евро с российских властей в пользу пациентки республиканской клинической больницы (РКПБ) имени Бехтерева в Казани Адели Гайнутдиновой, которую привязывали к кровати в учреждении. Об этом «Медиазоне» сообщили в правозащитной организации «Зона права», решение опубликовано на сайте суда.
По версии ЕСПЧ, российские власти нарушили статью 3 Европейской конвенции по правам человека (запрет пыток) и статью 5 (право на свободу и личную неприкосновенность).
В 2009 году Гайнутдинова попала в инфекционное отделение РКПБ, отмечает «Зона права», с которой сотрудничает адвокат Ирина Хрунова, представлявшая интересы жительницы Казани в суде. В больнице пациентка находилась до 2011 года.
Согласно медицинским отчетам, говорится в решении ЕСПЧ, у Гайнутдиновой были слуховые галлюцинации, она также не могла отвечать на вопросы или поддерживать повседневные отношения, так как «была погружена в свои заботы и иногда смеялась и плакала без причины».
Кроме того, по версии медиков, девушка «бессознательно выполняла импульсивные действия», например, забирала у других пациентов сигареты или одежду.
В палате Гайнутдиновой не было туалета или умывальника, сказано в решении. Пациенты пользовались ведром, которое было отгорожено ширмой. Ведра убирали только раз в день, из-за чего в комнате был неприятный запах. Недалеко от ширмы другие пациенты ели, рассказывала Гайнутдинова.
Сотрудники РКПБ привязывали заявительницу к кровати за ноги и руки. По словам жительницы Казани, она не была на улице в течение двух лет, кроме дней, когда ее вывозили в суд. Как отмечается в решении, это было связано с тем, что до осени 2011 года в отделении не было двора для отдыха, поэтому пациенты были постоянно заперты в палатах.
В 2012 году Советский районный суд Казани обязал РКПБ выплатить Гайнутдиновой 15 тысяч рублей компенсации морального вреда. Заявительница называла эту сумму мизерной, отмечается в решении. На плохие условия содержания жаловались и другие бывшие пациенты больницы.
Помимо компенсации в размере 25,6 тысяч евро суд обязал российские власти выплатить 2 430 евро в качестве судебных издержек.