ЕСПЧ присудил 170 тысяч евро четверым чеченцам, которых под пытками заставили признать вину по делам о терроризме
Европейский суд назначил 170 тысяч евро компенсации четырем чеченцам, от которых в грозненском Оперативно-розыскном бюро-2 в 2002-2006 годах под пытками требовали признать вину в терроризме и других преступлениях. Решение было опубликовано на сайте суда.
Эльдару Оразбаеву, Муслиму Зулькарнаеву и Тимуру Сатабаеву, которых представляла «Правовая инициатива», назначили по 50 тысяч евро, а Умару Чапанову — 20 тысяч евро. Суд признал, что во всех случаях был нарушен запрет на пытки и право на эффективную правовую защиту (статьи 3 и 13 Европейской конвенции).
Сатабаев указывал в жалобе, что в 2002 году его задержали вечером во время спецоперации в Грозном, при нем нашли пистолет. В ИВС милиционеры приковали его наручниками к батарее и избили дубинками, требуя признательных показаний. Через два дня его отвезли в ОРБ-2, где надевали противогаз, били бутылками с водой, электрошокером и прижигали сигаретами лоб и спину. Спустя неделю он подписал документы, не читая их.
Оразбаева задержали в 2004 году на Ставрополье по делу об хранении оружия, однако вскоре отвезли в Чечню по новому делу о принадлежности к незаконным вооруженным формированиям. Он рассказывал, что по дороге ему надевали на голову пакет, а в ОРБ-2 также приковывали к батарее и били дубинками и шокером. Спустя год он отказывался от данных тогда показаний, но его вновь избили в Шелковском РОВД Чечни.
Чапанова вечером в сентябре 2005 года задержали в его доме в городе Шали вооруженные силовики. В ОРБ-2, по его словам, требуя признать вину в ограблении, милиционеры били его пластиковыми бутылками с водой, электрошокерами, надевали противогаз и душили, а также тушили сигареты о спину. Чапанов говорил, что они также приводили его беременную жену и угрожали изнасиловать ее, если тот откажется от признательных показаний.
Муслима Зулькарнаева весной 2006 года задержали у дома в Волгоградской области мужчины, представившиеся бойцами ГРУ, которые затем приковали его к батарее и били в здании волгоградского УБОП. Когда он через месяц отказался от показаний, его доставили в Чечню, где в на допросах ОРБ-2 и Ножай-Юртовский ИВС, по его словам, его также били.
Во всех случаях правоохранительные органы отказывали в расследовании пыток. Когда мать Орзабаева пыталась добиться расследования через суд, судья указывал, что медицинские записи и журналы ОРБ-2 были уничтожены в связи с истечением срока их хранения. О пытках в ОРБ-2 впоследствии рассказывали несколько десятков жителей Грозного. Глава Чечни Рамзан Кадыров требовал вывода из республики ОРБ-2, не входившей в состав республиканского МВД.