ЕСПЧ присудил 572 тысяч евро компенсации 11 россиянам, подвергшимся пыткам в Чечне, Дагестане, Ингушетии и Москве
ЕСПЧ присудил 572 тысяч евро компенсации 11 россиянам, подвергшимся пыткам в Чечне, Дагестане, Ингушетии и Москве
14 декабря 2021, 14:30

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) назначил 572 тысячи евро компенсации морального вреда 11 россиянам, которые в 2009-2017 годах подверглись пыткам в Москве, Чечне, Дагестане и Ингушетии ради признательных показаний по делам, связанным с терроризмом и незаконными вооруженными формированиями (НВФ). Решение опубликовано на сайте Страсбургского суда.

Суд пришел к выводу, что российские власти в отношении заявителей нарушили статьи 3 (запрет пыток), пункт 1 статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и пункт 1 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции о защите прав человека. Каждый заявитель получил по 52 тысячи евро компенсации. В решении приводятся подробности из их жалоб.

Так, чеченца Зубара Идрисова задержали 3 сентября 2009 года по делу о покушении на начальника Шалинского УВД. Полицейские отвезли его на территорию батальона «Юг». Там его заковали в наручники, связали ему лодыжки, подвесили к поручню, пинали и били кулаками, обивали водой и били током, говорится в решении. Идрисов дал признательные показания, и 8 июня 2010 года Верховный суд Чечни приговорили его к девяти годам колонии по обвинениям в терроризме и причастности к незаконному вооруженному формированию.

Хаваша и Бислана Магомадовых задержали 19 сентября 2010 года, при этом Хавашу прострелили левую ногу. Полицейские отвезли задержанных в заброшенный дом в селе Катаяма недалеко от Грозного. Там их избивали дубинками, обливали кипятком и применяли ток ради признания в нападениях на силовиков, сообщает суд. Магомадовы дали показания, 21 марта 2012 года присяжные признали их виновными, и суд назначил каждому подсудимому по 25 лет заключения.

Аслана Магомедова задержали 15 августа 2010 года в Махачкале. Вооруженные люди отвезли его в заброшенный дом, где душили и били током ради признательных показаний. 20 мая 2012 года Верховный суд Чечни на основании этих показаний приговорил его к 17 годам заключения по обвинению в преступлениях, связанных с терроризмом.

Пятого заявителя, Мансура Эдильбиева, 5 июля 2011 года в Москве задержали сотрудники ФСБ. Его подозревали в терроризме. «Они доставили его в неизвестное место, где надели на него наручники, пытали электрическим током, душили пакетом, угрожали сексуальным насилием», — говорится в решении. 10 декабря 2012 года Мосгорсуд признал Эдильбиева виновным в связах с НВФ и изготовлении взрывчатки. Он получил 16 лет заключения. Суд опирался на его признательные показания, отмечает ЕСПЧ. Сейчас Эдильбиев отбывает наказание в колонии в Коми, расположенной примерно в трех тысячах километров от Чечни, где живут родственники осужденного.

Юсупа Эктумаева и Махмуда Мадаева задержали 17 апреля 2012 года по делу о взрыве возле Сунженского ОВД в Чечне и отвезли в полицию. «Полицейские надели на них наручники, душили их пакетом, пинали и били кулаками, избивали резиновыми дубинками, пытали электрическим током и угрожали сексуальным насилием, заставляя признаться во взрыве», — сказано в документе. Они признали вину. 17 сентября 2013 года Верховный суд Чечни назначил им по девять лет заключения по обвинению в принадлежности к НВФ, покушениях на силовиков и хранении взрывчатки.

Схожие обвинения вменяли и жителю Ингушетии Масхуду Чибиеву. 29 октября 2014 года его задержали по подозрению в сентябрьском нападении на силовиков на окраине Карабулака. По словам заявителя, полицейские связали его, душили пакетом, пинали и били кулаками и заставляли признаться в связях с боевиками. «Мемориал» сообщал, что 2 ноября Карабулакский суд Чечни арестовал Чибиева по делу об участии в НВФ. В решении ЕСПЧ не уточняется, был ли он осужден.

Еще один заявитель, Сулейман Эдигов, жил в Швеции и летом 2012 года решил навестить родственников в Чечние. 3 августа 2012 года его задержали и доставили в Грозный. Полицейские били его током ради признания в убийстве силовика, но Эдигов отказался давать показания. «Его продержали в отделении милиции до 12 сентября 2012 года прикованным наручниками к кровати», — сообщается в решении. В этот день он признал вину.

Дело Эдигова рассматривали в Верховном суде Чечни, и 1 ноября 2013 года судья Вахид Абубакаров взял самоотвод, сообщив, что ему позвонил человек, представившийся министром внутренних дел Чечни Русланом Алхановым и «предостерег от вынесения оправдательного приговора», писала «Новая газета». 23 мая 2014 года новый состав суд приговорил Эдигова к 14 годам лишения свободы.

Десятый заявитель, дагестанец Рустам Хайбулаев, был задержан 20 июля 2013 года и также подвергся пыткам со стороны полицейских. Они били его ногами и кулаками по всему телу, пытали током и душили пакетом ради признания во взрыве в жилом районе Буйнакска. 23 июля его отправили под арест, писал «Кавказский узел». Был ли осужден Хайбулаев, не сообщается.

Шахруева задержали недалеко от дагестанского села Семендер 5 июля 2017 года. Его отвезли в здание местного Центра по борьбе с экстремизмом. «Офицеры били его ногами и кулаками по голове, пытали электрическим током, душили мешком, заставляя признаться в террористических преступлениях», — рассказал заявитель. Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков сообщает, что силовики насиловали Шахруева рукояткой от швабры. Он признал вину, 23 марта 2018 года Кировский районный суд Махачкалы  приговорил его к 11 годам заключения по делу о связях с НВФ.