Телеканал «Лабытнанги ТВ» удалил интервью с контрактником, который попал в украинский плен и рассказал, что в лагере ему «зачитывали права»
Муниципальный телеканал «Лабытнанги ТВ» Ямало-Ненецкого автономного округа показал интервью с капитаном в отставке Михаилом Радыгиным, который попал в украинский плен и вернулся домой по обмену. Внимание на это обратила главредка рассылки Kit Анна Чесова.
Вечером 12 декабря видео разместили на странице телеканала во «ВКонтакте», но сегодня удалили. Запись при этом успели сохранить пользователи твиттера, она опубликована на ютубе.
Ведущая «Лабытнаги ТВ» рассказывает, что Радыгин, «за плечами которого служба в уголовно-исполнительной системе и госавтоинспекции», поступил на службу по контракту с Минобороны и отправился в Украину в августе, «в первые же дни попал под обстрел, получил ранение и, превозмогая боль, несколько часов нес на себе товарища, потерявшего сознание». Затем россиян «схватили украинские военные».
Сам Радыгин говорит, что поехал воевать, потому что получил «предложение сходить по контракту» в Украину на четыре месяца, а ему как раз «осталось кусочек до пенсии добить». «И вот только из-за этого в принципе и пошел. Ну и все, думаю, схожу. Ничего страшного», — сказал Радыгин. Своей жене Елене Артюховой, которая тоже появляется в видео, он сообщил, что едет в Украину уже после того, как подписал контракт.
В интервью мужчина подробно рассказывает об условиях службы и плена. «Задача стояла тыловая. <…> То есть что в тылу будем, это вторая линия обороны — окопы, ящики. Что будем разгружать материалы. Упор был на это, но потом оказалось, что нас отправили резко в эту область Харьковскую», — поясняет контрактник.
«Мы ехали, как нам сказали, с танкистами. <…> Пошло наступление, пошли войска с той стороны, а здесь мы — тыловики. Мы не военные, там-то военных по пальцам пересчитать, все разбежались кто куда», — вспоминает мужчина. По словам Радыгина, он попал под минометный обстрел, когда 15-20 российских военных «приехал забирать танк».
«Прилетает снаряд от миномета прямо под ноги. Кто сидел рядом, человек, с кем в плен попал — у него был осколок в лице. Третьему ноги перебило. Остальные не успели залезть на сам танк. Тяжелых [раненных] как могли перематывали — у кого что оторвано. У многих была истерика — начинали бегать и стрелять в воздух», — продолжает военный.
Затем их обнаружили украинские регулярные войска. Сначала в плену, говорит Радыгин, «отношение было нормальным, никого не били». Затем, утверждает он, россиян передали «Правому сектору», где у пленных «ничего не спрашивали, а просто били, смеялись». Затем его с сослуживцами доставили в харьковское СИЗО, где пояснили, что они теперь «официально военнопленные». После этого Радыгина увезли в Киев, а оттуда — в лагерь во Львовскую область.
Контрактник отмечает, что пленных в лагере кормили три раза в день. «Распорядок армейский: в 06:00 подъем, в 22:00 — отбой, за нарушения — отжимания или приседания. Выучили там гимн ихний наизусть, про Бандеру песню выучили, еще песню Софии Ротару "Червона Рута"».
Радыгин говорит, что в лагерь, где содержалось 150 других военных, постоянно приезжали иностранные репортеры — англичане, австралийцы, канадцы. Они интересовались условиями содержания. «Там все в камерах. <…> У них там конвенция эта Женевская работает, они зачитывали нам наши права. У них все это, со слов корреспондентов, отслеживается в режиме онлайн, чтобы ничего с нами не было [противозаконного]», — подчеркнул Радыгин. Из плена он вернулся в ноябре — в этом месяце Украина и Россия провели минимум четыре обмена.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке