Бежавший из России десантник, участвовавший во вторжении в Украину и затем осудивший войну, получил политубежище во Франции
Бежавший из России десантник, участвовавший во вторжении в Украину и затем осудивший войну, получил политубежище во Франции
18 июля 2023, 17:10

Сбежавший из России десантник Павел Филатьев, участвовавший в полномасштабном вторжении в Украину и затем осудивший войну, получил политическое убежище во Франции. Об этом сообщает «Агентство» со ссылкой на самого Филатьева.

С февраля по апрель 2022 года Филатьев воевал в Украине, он служил в 56-м десантно-штурмовом полку. Позднее он получил ранение, в результате чего смог уволиться. Летом 2022 года он опубликовал книгу ZOV 56, в которой описал условия прохождения службы и порядки в российской армии, а также свои впечатления от первых месяцев вторжения.

В публикации, а затем и публично Филатьев осудил войну с Украиной. После этого он покинул Россию, опасаясь политического преследования, и в октябре 2022 года попросил политическое убежище во Франции.

С выездом за границу мужчине помогли сотрудники правозащитной организации Gulagu.net, в частности — ее основатель Владимир Осечкин. По словам Осечкина, на вывоз Филатьева в безопасное место сотрудники Gulagu.net потратили 10 тысяч евро. По информации «Агентства», правозащитники проводили сбор средств на эвакуацию десантника. «За время эвакуации на криптокошельки организации поступило более 13 тысяч евро, свидетельствуют данные сервиса Blockchair», — пишет издание. Позднее фонд New dissidents foundation, связанный с Осечкиным, также участвовал в издании книги Филатьева на Западе.

Попав в Париж, Филатьев передал права на свою книгу New dissidents foundation, однако позднее он решил обратиться в суд с требованием признать договор о передаче прав недействительным. Бывший военнослужащий сослался на то, что в договоре есть нарушения. Помимо этого, он рассказал, что Осечкин оказывал на него давление и убеждал, что бывшему военному из России будет трудно открыть счета во Франции, поэтому права на книгу лучше передать фонду. Филатьев также рассказал «Агентству», что New dissidents foundation не подготовил документы на оплату работы подрядчиков и выплату авансов.

Сам Осечкин настаивает, что Филатьев изменил свое решение не из-за нарушений со стороны фонда. «Но когда Павел узнал, что сумма дохода от книги составит более €300,000 и все эти средства будут отправлены в Украину пострадавшим от войны, он сбежал в Париж, и оттуда начал грязную кампанию по дискредитации нас, нашей помощи, и подал в суд заведомо ложный донос с указанием очевидной лжи о том, что якобы договор подписан был под давлением и угрозами», — говорится в публикации основателя Gulagu.net.

Осечкин также сообщил, что Филатьев «отказался давать показания следователям и прокурорам из Украины в декабре 2022 года». В разговоре с «Агентством» военнослужащий пояснил, что для дачи показаний нужно было посетить украинское представительство. Он не стал этого делать из-за опасений, что его задержат и передадут в рамках обмена России, однако, как утверждает сам Филатьев, позднее он встретился с представителями Украины в кафе.

18 апреля 2022 года фонд Осечкина признал, что в договоре были нарушения, и подал к Филатьеву встречный иск — о компенсации потраченных на его эвакуацию средств. При этом сумма, указанная в иске, составила пять тысяч евро — помимо этого, сотрудники фонда потребовали три тысячи евро в качестве компенсации. Позднее суд в Париже признал договор о передаче прав на книгу недействительным. Суд также отклонил все требования New dissidents foundation, обязал фонд возместить судебные расходы Филатьева и выплатить ему компенсацию в шесть тысяч евро.

В марте 2023 года Осечкин обвинил Филатьева во лжи — по мнению основателя Gulagu.net, военнослужащий скрыл «информацию об убийствах украинцев, в задержании которых он принимал участие». К таким выводам Осечкин пришел после прочтения интервью Филатьева шведскому изданию Dn.se. В нем мужчина рассказал, что от своих сослуживцев узнал об убийствах украинцев, которых он брал в плен. Сам Филатьев настаивает, что обвинения в его адрес основаны на неверной интерпретации материала Dn.se.