Программиста из Иркутской области арестовали по статье о «неправомерном воздействии» на критическую инфраструктуру
Кировский районный суд Иркутска арестовал на два месяца 35-летнего жителя Братска Александра Левчишина, работавшего программистом в местной больнице. Его обвиняют в «использовании программ, предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру, с причинением тяжких последствий» (часть 5 статьи 274.1 УК). Заседание прошло 6 августа, сообщили «Медиазоне» в пресс-службе.
Знакомый Левчишина рассказал «Медиазоне», что сотрудники ФСБ задержали программиста в конце июля: «Его задержали где-то в конце июля в Братске. Пришли в квартиру с обыском. Приходили из ФСБ. Неделю его содержали в Братске, потом перевели в Иркутск. У него остались пожилые родители: мать инвалид, отец с онкологией», — написал он.
«Медиазона» смогла связаться с отцом Александра Вадимом Левчишиным, который подтвердил его задержание и арест, но сам не знал, какое конкретно обвинение предъявляют его сыну — ни силовики, ни адвокат по назначению не сообщили эту информацию родителям.
«На работу пришли сначала, а потом пришли домой, и мы в растерянности — старые пожилые больные люди, я онкологический, супруга тоже еле-еле душа в теле. Мы не могли ничего толком конкретно юридически потребовать, документы какие-то и так далее, — рассказывает отец Левчишина. — Ну, они тут писали все, а мы как дураки стояли и ждали. Тут понятые якобы были, обыск, забрали ноутбуки, забрали телефоны, забрали карточки банковские. Эпитетов наклали всяких очень много. Тут ему шили и изменник, и экстремист, и передача сведений».
В чем конкретно обвиняют сына, Вадим Левчишин тоже не знает: «Передачи каких-то сведений секретных, хотя он вообще-то в медицинской учреждении работал. Ну имел какие-то контакты, с СВО связано. Не знаю, он даже не служил. Ну как будто он передавал какие-то сведения о ком-то и чем-то. Ну, может быть, не знаю, какая-то провокация была, может быть, еще что-то. Мы и не замечали ничего. Даже не укладывается в голове все это дело».
После обыска силовики увезли Левчишина, не сказав родителям, куда именно, но говорит отец мужчины, «как будто в ФСБ городское». Родные позвонили туда вечером, и им сообщили, что задержанного отпустили после того, как «мирненько побеседовали».
«[Говорят]: "Он ушел, ищите в полиции". В полиции поехали… Потом кое-как и выяснили, что он изоляторе временного содержания», — рассказывает отец обвиняемого.
На сайте Братского городского суда есть карточка дела, согласно которой 27 июля там рассмотрели составленный в отношении Левчишина административный протокол о мелком хулиганстве (статья 20.1 КоАП РФ). Его родителям об этом ничего неизвестно.
«Там находился, передачки давали, телефончик такой дешевенький, чтобы он по этим правилам мог переговорить. Но ему ничего не передали, — говорит отец программиста. — Потом позавчера, по-моему, позвонили — "а нету его, мы отпустили, идите в полицию". Мы в полицию, полиции ничего не знает. Потом ему дали позвонить, он сказал: "Я нахожусь в Иркутске, в ФСБ". Был то ли суд, то ли что, на два месяца арестовали».
Статья, по которой обвиняют Левчишина, предусматривает до 10 лет колонии. В июне суд в Ростове-на-Дону приговорил к двум годам колонии-поселения и штрафу в размере полумиллиона рублей местного жителя Игоря Баяндина по такому обвинению. Его признали виновным по делу об атаках на сайты российских компаний и банков. Согласно материалам дела, Баяндин сделал это, «поскольку негативно относился к проводимой Российской Федерацией СВО на территории Украины».
В мае по такому же делу Ростовский областной суд назначил три года колонии-поселения Евгению Котикову, его также обязали выплатить штраф в размере 800 тысяч рублей. В ФСБ утверждали, что программист «встал на сторону Украины» и присоединился к группе хакеров, действия которой привели к блокировке сайтов Минобороны и администрации президента.