Эстонская компания, долей в которой владеет муж премьерки Эстонии, с начала войны получила 1,5 млн евро за перевозки в Россию
Эстонская транспортная компания Stark Logistics, около 25% в которой принадлежат мужу премьерки страны Каи Каллас, получила от перевозок в Россию с 2022 года более 1,5 млн евро. Об этом гендиректор компании Кристьян Крааг рассказал изданию Eesti Päevaleht.
О том, что компания продолжила работать в России после начала войны, ранее узнало Эстонское национальное телерадиовещание (ERR). Представители Stark объясняли это тем, что сотрудничали в России только с компанией своего акционера, производителем стальных аэрозолей Metaprint. Одно из их производств находится в Петербурге.
От контрактов с российскими компаниями, по словам Краага, они отказались и собираются прекратить поставки в Россию в сентябре. Перевозки в Россию «играли несущественную роль в деятельности компании», а с начала вторжения их количество значительно сократилось, говорил он.
Сама Каллас после начала войны в Украине выступала за прекращение бизнеса с Россией. В мае 2023 года в интервью Financial Times она вспоминала, что ей приходилось «умолять» эстонские компании не помогать с «серыми» поставками в Россию подсанкционных товаров.
После выхода материала ERR Каллас сказала, что «какой-либо аморальной деятельности на принадлежащем ее супругу предприятии не происходит», поскольку у них нет российских клиентов, а сама она не участвует в бизнесе мужа. При этом, как отмечало ERR, в своей декларации чиновница указывала, что давала кредиты компании мужа Novaria Consult, через которую он владеет долей в Stark Logistics. Речь шла о суммах в 350 тысяч и 20 тысяч евро.
Президент Эстонии Алар Карис и представители эстонских партий, входящих в одну коалицию с правящей «Партией реформ» Каллас, потребовали от нее разъяснений, а оппозиционные партии — отставки премьерки. Истории посвятили первые полосы крупнейшие газеты Эстонии. «Основная критика заключалась в том, что предприятие вело бизнес в течение полутора лет после начала войны в Украине, и что эта деятельность грубо противоречит словам самой Каи Каллас», — пересказывает ERR содержание передовиц.
У самой Metaprint, объявившей о скорой остановке производства в России, объем продаж в России с начала войны составил почти 30 млн евро. Согласно таможенным данным, их грузы в Россию в основном содержали листы нелегированной стали или изделия из черных металлов. По словам основного акционера Metaprint и Stark Logistics Мартти Лемендика, после введения Евросоюзом санкций на упаковочную сталь в марте 2023 года они прекратили возить ее в Россию.