Бывшие заключенные из Херсона рассказали, как во время оккупации их с пытками и издевательствами этапировали в российские колонии
Бывшие заключенные из Херсонской области рассказали о пытках в колонии, которые начались после оккупации региона властями России, а также об издевательствах во время этапа в российские колонии. Историю украинцев подробно описала «Медиазона».
Оккупацию региона заключенные Александр Соколов, Михаил Кувшинов и Алексей Зарубин встретили в исправительной колонии №90. Первого из них признали виновным в краже леса, а второго — в покушении на кражу моторной лодки. Обоим назначили небольшие сроки.
Сразу после начала войны большинство сотрудников ИК-90 решили уволиться, чтобы уехать в безопасные регионы. Российские военные вошли в Херсонскую область уже 2 марта. Постепенно работники колоний сменились на тех, кто поддерживает Россию, или не готов покинуть должность по другим причинам. К лету в колонии заменили украинские символику и язык на российские.
«Ну что, еврозэки, вас приветствует Российская Федерация», — говорили заключенным коллаборанты из числа сотрудников колонии №7 для больных туберкулезом рядом с городом Голая Пристань. Осужденные украинцы Сергей Затирко и Евгений Мураев вспоминали, что с лета прошлого года больных заключенных стали систематически мучить: на них спускали собак, им резали руки, также случались избиения.
«Меня лично били часа полтора, я закусил бревнышко, сломал два зуба, — говорил Мураев. — Когда они закончили, у меня только шея была чистая, все остальное — черное, два месяца я спал на животе, в туалет ходил полустоя. Это при том, что у меня гепатит C, ВИЧ, туберкулез и еще клапана на сердце порваны».
Во время отступления российские военные забрали заключенных с собой, чтобы вывезти на подконтрольные России территории. Для чего это было сделано, до сих пор неизвестно. Осужденных везли по 30-40 человек в автозаках — им разрешали брать с собой только по одной сумке. Промежуточным пунктом для всех стала колония в Голой Пристани. Позже украинцев стали свозить в Крым.
«Я заболел тубиком, слава богу, вылечили. Но тем не менее у меня сейчас гепатит C, у меня ВИЧ непонятно откуда взялся. Пацанов много заразилось тубиком, жизнь поломана», — рассказывал Александр Соколов о последствиях этапа через колонию №7. Евгений Мураев вспоминал, что этапированных в Симферополь били до потери сознания, опускали головой в унитаз за слова «Слава Украине».
Всего из колоний в Херсонской области вывезли в Россию от 1 800 до 2 500 заключенных. Их разместили в основном в учреждениях юга России. По словам Затирко, украинцам запрещали разговаривать по-украински в колониях. «Вы — россияне, вам будут паспорта давать, Херсон — это Россия», — сказал ему один из сотрудников ФСИН. Кроме того, заключенных заставляли разучивать гимн России и российские песни.
В конце зимы и ранней весной 2023 года срок подошел у Александра Соколова, Михаила Кувшинова и Сергея Затирко. Перед выходом из колоний им выдали справки об освобождении из ИК-7 в Голой Пристани. Тут же в колонии до освобождения их задерживали и передавали полиции. Суды признали их виновными в нарушении правил нахождения в России (статья 18.8 КоАП) и постановили их выдворить из страны.
После нескольких недель или месяцев в ЦВСИГ экс-осужденных депортировали в другие страны, чаще всего в Грузию. Пятеро украинцев, с которыми пообщался корреспондент «Медиазоны», провели на КПП «Верхний Ларс» 11 дней, после чего их все же впустили в страну.