Елена Милашина рассказала, что отказалась ехать в Грозный на судебное заседание Заремы Мусаевой из‑за публикации «Команды против пыток» о ее визите
Журналистка «Новой газеты» Елена Милашина, на которую в июле напали в Грозном по пути на приговор Зареме Мусаевой, отказалась ехать на следующее заседание по делу матери авторов оппозиционого чеченского телеграм-канала 1ADAT. Этому посвящена ее колонка «Мы не солдаты. Мы журналисты».
Два дня назад правозащитная организация «Команда против пыток» сообщила, что обозревательница «Новой газеты» собирается вновь приехать в Грозный, несмотря на нападение летом. «К сожалению, правозащитники "Команды против пыток" не спросили у меня разрешения, могут ли они предавать огласке информацию, касающуюся моей работы и моей безопасности», — написала Милашина.
По словам журналистки, после того, как на сайте Верховного суда Чечни появилась информация о дате рассмотрения апелляционной жалобы на приговор Мусаевой, она решила связаться с региональным омбудсменом Мансуром Солтаевым. В июле он говорил, что мог бы обеспечить безопасность Милашиной, если бы она сообщила заранее о своем визите.
При попытке обратиться к уполномоченному по правам человека в Чечне он не ответил Милашиной. 8 сентября с ней связался помощник Солтаева Тимур Уцкаев и сообщил, что омбудсмен на войне в Украине, а через сколько дней вернется оттуда, неизвестно. Как уверена обозревательница «Новой газеты», несмотря на отсутствие Солтаева на месте, издание могло бы решить вопрос о ее безопасности совместно с Татьяной Москальковой.
«Но тут в дело вмешались юристы "Команды против пыток", которые представляют мои юридические интересы в уголовном деле о нападении, и в результате мне была уготована роль красной тряпки, а Рамзану Кадырову — разъяренного быка», — объяснила Милашина свое решение отказаться от поездки. Она отметила, что не собирается воевать с главой Чечни — «Мы не солдаты. Мы журналисты».
Утром 4 июля, за несколько часов до оглашения приговора 54-летней Мусаевой, на такси, в котором Милашина и адвокат Александр Немов ехали из аэропорта Грозного, напала группа мужчин в балаклавах. Они избили журналистку и адвоката, угрожали им убийством, приставляли пистолет к голове, отобрали и уничтожили технику.
Как отмечал «Мемориал», при избиении Милашиной и Немову говорили: «Вас предупреждали. Уезжайте отсюда и ничего не пишите». На заседание они так и не попали, а Зарему Мусаеву приговорили к пяти с половиной годам колонии общего режима по делу о насилии над силовиком (часть 2 статьи 318 УК).
Врачи зафиксировали у журналистки закрытую черепно-мозговую травму и переломы кистей рук, а у адвоката — множественные гематомы, ушибы и ножевое ранение ноги. Следователи в Чечне вначале возбудили дело по статьям о причинении вреда здоровью средней и легкой тяжести (статьи 112 и 115 УК), но спустя три недели завели еще одно — уже по шести статьям УК, в том числе о разбое и воспрепятствовании работе журналиста. За два месяца, прошедших с нападения, об установлении личностей или задержании подозреваемых не сообщалось.