Суд начал рассматривать дело украинки Ирины Навальной, обвиняемой в подготовке теракта в Мариуполе; вину она не признала
В Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону прошло первое заседание по делу 25-летней украинки Ирины Навальной из Мариуполя, которую обвиняют в попытке совершить теракт и незаконном хранении взрывчатки (часть 3 статьи 30, пункт «а» части 2 статьи 205 и пункты «а», «в» части 3 статьи 222.1 УК). По версии гособвинения, в сентябре прошлого года она собиралась устроить взрыв у здания администрации в оккупированном Мариуполе во время проведения «референдума» о вхождении в состав России самопровозглашенных ДНР и ЛНР, а также других захваченных территорий Украины. Свою вину Навальная не признает, передал из зала суда корреспондент «Медиазоны».
Отвечая на вопросы судьи, Навальная рассказала, что родилась в Мариуполе, жила с мамой и бабушкой. Она окончила Приазовский государственный технический университет. Во время учебы подрабатывала продавщицей в магазине, потом стажировалась, после университета «не успела поступить на работу» из-за начала российского вторжения.
Согласно материалам дела, зачитанным судьей, под стражей девушка находится с 28 октября 2022 года. Навальная в ответ объяснила, что «ФСБ задержала ее в октябре», фактически же ее за месяц до этого, 27 сентября, «задерживал УБОП».
По версии гособвинения, девушка, «протестующая против суверенитета ДНР», вступила в сговор с представителем украинских спецслужб и согласилась совершить теракт. В августе, когда Навальная находилась в городе Запорожье, она получила от сообщника 25 тысяч гривен на покупку велосипеда «с целью конспиративной перевозки самодельного взрывного устройства». При этом Навальная и представитель спецслужб, по утверждению прокурора, договорились о выплате 100 тысяч гривен после совершения теракта.
Сообщник Навальной, по версии обвинения, подготовил и отправил в Мариуполь самодельное взрывное устройство и спрятал его в «нежилом домостроении». Он же выбрал место и дату теракта — 27 сентября 2022 года, последний день «референдума». Навальная должна была забрать СВУ, хранить в квартире и в нужное время привезти его на велосипеде к зданию администрации Приморского района, заложить там и дистанционно подорвать.
Как зачитал гособвинитель, она должна была «перевезти взрывное устройство без пульта дистанционного управления», а затем вернуться, забрать пульт и «на расстоянии 150-200 метров» от устройства привести его в действие, а после «прибыть на территории Украины для получения денежного вознаграждения».
Утром 27 девушка привезла СВУ к избирательному участку, расположенного в Приморской районной администрации, спрятала устройство и поехала за пультом. В это время взрывчатку нашли сотрудники УМВД. Вскоре задержали и Навальную: где именно — в квартире, или около администрации — прокурор не уточнил. При ней, как утверждается в материалах дела, нашли пульт дистанционного управления.
«Коммерсант» отмечал, что это дело стало первым в ДНР уголовным делом по статье о теракте российского УК, его начало расследовать Министерство государственной безопасности ДНР, а завершали «уже сотрудники, перешедшие на работу в УФСБ по республике».
«Медиазона» рассказывала историю девушки. В мае 2022 года она вместе с матерью Александрой Скачко эвакуировалась в Украину из захваченного Мариуполя. По словам матери девушки, сотрудники ФСБ во время фильтрации издевались над ней из-за фамилии. «Ее два часа держали около стенки с пистолетом к голове приставленным, потому что у нее фамилия Навальная», — рассказывала женщина «Настоящему времени».
В августе Навальная вернулась в оккупированный город к оставшейся там бабушке и котам. Через месяц, 27 сентября, РИА «Новости» сообщило о задержании Навальной по подозрению в подготовке теракта. Агентство тогда писало, что девушка признала вину.
Сначала Ирина Навальная попала в СИЗО Донецка. Ее бабушка Валентина Скачко ездила туда из Мариуполя, пытаясь попасть на свидание к внучке. Ей все время отказывали.
Бабушка Навальной говорила, что, пока Ирина была в СИЗО в Донецке, от нее ей передали только одну записку, где девушка сказала, что любит родных — и все. Мать арестованной Александра Скачко отмечала в разговоре с «Медиазоной», что дочери не разрешали совершать даже платные звонки.
Правозащитница Ольга Романова писала, что в изоляторе Навальная была избита, об этом сообщили другие украинки, которых в итоге освободили: «Девушки-военнопленные встретили Иру испуганную и всю избитую до черных гематом. Она сказала, что бьют ее на допросах и еще бьют надзиратели».
В Украине Ирине Навальной, по словам ее матери, присвоили статус военнопленной.