Пропавший после подставной встречи в приложении гей‑знакомств чеченец уехал из России; он рассказал о пытках в подвале МВД
Пропавший после подставной встречи в приложении гей‑знакомств чеченец уехал из России; он рассказал о пытках в подвале МВД
17 января 2024, 19:40

«Кризисная группа СК SOS», помогающая жертвам домашнего насилия и гомофобии на Северном Кавказе, рассказала историю чеченца Ривзана Дадаева, пропавшего в Грозном летом 2022 года.

Об исчезновении юноши стало известно в июле 2022 года, когда в чеченских телеграм-каналах появилось видео с Дадаевым, который на камеру представляется и говорит, что «хотел встретиться с парнем» и «заняться сексом».

Правозащитники тогда предполагали, что грозненца в приложении для гей-дейтинга выманили на подставное свидание чеченские полицейские. По словам самого Дадаева, его подкараулили и заставили снять видео четверо вымогателей, потребовавшие от него за молчание 50 тысяч рублей или новый айфон.

Спустя неделю и его, и шантажеров задержали полицейские, которые применяли пытки ко всем ним. По словам Дадаева, его самого, лежащего на полу, тогда избил до потери сознания начальник управления МВД по Грозному Дени Айдамиров. После этого чеченец больше трех месяцев, до середины ноября 2022 года, провел в подвале районного отдела МВД.

Грозненские полицейские говорили Дадаеву, что его отпустили, поскольку правозащитники подали заявление о его пропаже. «СК SOS» привели и другую версию: «Родственники Ризвана объяснили его освобождение заступничеством влиятельного человека. По словам семьи, Дадаева отпустили лишь после одобрения со стороны главы Чечни Рамзана Кадырова». После освобождения юноша связался с правозащитниками, и в результате «долгой и сложной эвакуации» уехал из России.

Ривзана Дадаева уже задерживали и пытали полицейские в Чечне в 2017 году. Это было связанно с его «косвенным знакомством» с фотографом и ведущим мероприятий Максимом Лапуновым, также задержанным в Грозном из-за гомосексуальности. Силовики избивали Лапунова и требовали от него назвать имена всех знакомых геев-чеченцев. После освобождения Лапунов стал первым, кто открыто подтвердил существование в республике «секретных тюрем» для геев.