Адвокат: у забайкальца, обвиняемого в избиении наемника «ЧВК Вагнера», отказали ноги, конвоиры заносят его в суд на руках
Здоровье Ивана Зырянова, одного из фигурантов дела об избиении завербованного из колонии наемника «ЧВК Вагнера», серьезно ухудшилось в СИЗО-2 Краснокаменска. Об этом «Медиазоне» сообщил его адвокат Александр Жданов.
У 43-летнего мужчины отказали ноги и правая рука, из-за чего он не может самостоятельно передвигаться, а приставы Нерчинско-Заводского районного суда Забайкальского края заносят его в здание, перекинув через плечо.
Жители села Нерчинский Завод сняли на видео, как Зырянова заносят в здание суда.
«Ты смотри, Ване-то вообще плохо, господи»,— говорит женский голос за кадром.
По словам адвоката, видео было снято перед заседанием «на этой неделе».
«Сегодня конвой его уже на носилках нес, не как мешок», — уточняет Александр Жданов, рассказывая «Медиазоне» о последнем заседании суда, которое состоялось 15 февраля. На этой неделе закончили выступать свидетели обвинения и защиты, суд перешел к показаниям подсудимых.
«Зырянов отвечает на вопросы судьи сидя», — говорит Жданов.
Он уточнил, что Зырянов почувствовал себя плохо еще в конце прошлого года, когда находился в СИЗО-1 Читы — заключенный внезапно упал. После того как дело об избиении наемника «ЧВК Вагнера» Михаила Таскина поступило в Нерчинско-Заводской районный суд, пятерых обвиняемых перевели в СИЗО-2 Краснокаменска, откуда раз в месяц этапировали на неделю в ИВС села Нерчинский Завод. Зырянову пришлось вызывать туда скорую, говорит адвокат.
«В ИВС к нему сначала приходил фельдшер — в результате оптимизации медицины, видимо, до того дошло, что на скорой фельдшер приезжает, а не врач, — говорит Жданов. — Ему нужно было сделать МРТ, но такого аппарата в Нерчинском Заводе, я так понимаю, нет. Поэтому его повезли в Краснокаменск — там его осматривали. Сделали МРТ головы — по документам, последствий инсульта у него не обнаружено».
При этом МРТ позвоночника Зырянову не делали, говорит защитник. До ареста у мужчины было диагностировано защемление нервов межпозвоночными дисками, и «в результате сильного стресса ноги у него и отнялись», предполагает Жданов.
«В туалет [в ИВС] он ходит таким образом: слезает сбоку с кровати, заваливается на ведро», — рассказывает Жданов.
Он уточняет, что медики делают Зырянову обезболивающие уколы, но чувствительность конечностей не возвращается. Ходатайства защиты о переводе Зырянова под домашний арест судья Светлана Скубьева уже дважды отклонила.
Ивана Зырянова и еще четверых фигурантов дела обвиняют в избиении завербованного из колонии наемника «ЧВК Вагнера» Михаила Таскина. В 2020 году он получил девять лет по делу о попытке расстрелять трех человек из-за спора о парковочном месте. Таскин получил помилование за участие в войне и вернулся домой с ампутированной ногой.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на забайкальский СК, следствие считает, что 5 августа 2023 года обвиняемые Иван Зырянов и Сергей Пискарев «негативно высказывались о комиссованных участниках спецоперации». Военные решили уехать в другой город, но их, утверждает следствие, догнали обвиняемые на двух машинах. Автомобиль участников войны повредили, а одного из военных избили. СК настаивает, что с его груди также сорвали награды «за участие в СВО».
При этом «Регнум» со ссылкой на жителей Нерчинского Завода писал, что конфликт спровоцировал сам Таскин. По их словам, в тот день в местном кафе военный бросал свой костыль в сторону официанток и «приказывал приносить его ему обратно, а потом опять швырял».
Несмотря на это, участников конфликта обвинили по статьям о «дискредитации» армии, повлекшей причинение вреда здоровью и имуществу (часть 2 статьи 280.3 УК), умышленном причинении легкого вреда здоровью по мотивам политической ненависти (пункт «б» части 2 статьи 115 УК), а также в повреждении имущества (часть 1 статьи 167 УК).
Сестра Таскина уверяла, что ее брата избили противники войны. Эту версию поддержал и губернатор Александр Осипов. Депутат Госдумы Александр Хинштейн потребовал уволить силовиков, которые изначально не заметили в драке «дискредитации» армии.
При этом «Регнум» со ссылкой на сельчан рассказывал, что обвиняемый Зырянов никогда не был против войны. По словам его брата Алексея, Зырянов работал электриком на патриотических мероприятиях, а также чинил машины «всему селу, в том числе и участникам СВО».
Брат также добавил, что еще до конфликта в кафе Зырянов встретил Таскина возле рынка. Тот хотел «отомстить за 9 лет колонии» мужчине, которого он не смог застрелить в 2019 году. Таскин попросил Зырянова «помочь, так как на него наезжают», но тот отказался.