Правозащитники признали политзаключенными сотрудников бара Pose, арестованных по делу об «ЛГБТ‑экстремизме»
Правозащитники признали политзаключенными сотрудников бара Pose, арестованных по делу об «ЛГБТ‑экстремизме»
22 апреля 2024, 16:07

Проект «Поддержка политзаключенных. Мемориал» признал политическими заключенными владельца оренбургского бара Pose Вячеслава Хасанова, арт-директора клуба Александра Климова и администраторку Диану Камильянову.

Всех троих в конце марта арестовали по обвинению в организации деятельности «экстремистской организации» (часть 1 статьи 282.2 УК). Это первое известное подобное дело после признания ЛГБТ «экстремистской организацией» в России.

Pose открылся в 2021 году и проводил вечеринки с дрэг-шоу. Сам клуб называл себя «первым тематическим заведением» Оренбурга, а после принятия закона о «пропаганде ЛГБТ» стал представляться как «бар-театр пародий» и «ночной бар с шоу-программой». В качестве предосторожности сотрудники не указывали адрес клуба в соцсетях.

«Поддержка политзаключенных. Мемориал» пишет, что обвиняемые «занимались обычной законной деятельностью: Климов и Камильянова работали в клубе, выполняя свои должностные обязанности по подбору персонала и работе с ним, а Хасанов как предприниматель организовывал деятельность клуба, где проводились развлекательные мероприятия».

Правозащитный проект подчеркивает, что клуб сам по себе не может быть «структурным подразделением ЛГБТ-движения». Cогласно разъяснению пленума Верховного суда от 2011 года, «организация деятельности экстремистской организации» — это «действия по продолжению или возобновлению уже существовавшей деятельности такой организации». В пример приводится созыв собраний или вербовка новых членов.

«Очевидно, что люди, приходя в бар, не становятся участниками какой-либо организации, а реализуют свое право на проведение досуга на собственное усмотрение», — отмечают правозащитники.

«Даже если учесть, что в клубе собирались в том числе представители ЛГБТ-сообщества, сама по себе деятельность таких заведений не является экстремистской даже с учетом широких и расплывчатых формулировок Верховного суда. Под "ЛГБТ-экстремизмом", как следует из решения ВС, подразумевается именно активистская деятельность за продвижение равных прав для ЛГБТ-людей, а не развлекательные шоу с участием артистов», — заключили правозащитники.

Полицейские и бойцы ОМОН 9 марта провели в баре Pose рейд, съемки с которого выложили участники провластного движения «Русская община Оренбурга». Посетителей вечеринки, в том числе в нижнем белье, на камеру заставили лечь на пол и встать к стене, а потом спрашивали, что они делали в «пидорском клубе». В отличие от силовиков, лица посетителей не были заблюрены на видео.

Спустя полторы недели МВД официально отчиталось о рейде. По версии суда, работники Pose «выполняли финансово-хозяйственные функции» и искали артистов для шоу, а попутно «пропагандировали нетрадиционные сексуальные отношения».