Москвичу, который принял участие в уличном опросе «Радио Свобода», запросили 5,5 лет по делу о военных «фейках»
Прокурор Симонова запросила 5,5 лет колонии 38-летнему москвичу Юрию Коховцу по делу о военных «фейках», она посчитала смягчающим обстоятельством частичное признание вины. Поводом для возбуждения уголовного дела стали слова, сказанные им в уличном опросе «Радио Свобода».
До сегодняшнего дня Юрий Коховец находился под подпиской о невыезде, гособвинитель просит взять его под стражу в зале суда.
Журналисты «Радио Свобода» 11 июля 2022 года спрашивали жителей Москвы, нужна ли, по их мнению «разрядка напряженности между Россией и странами НАТО».
«Это наше правительство развязало: Путин и его гоп-компания. Россия сама себе создала вот это все проблемы. Вот она сколько, 20 лет говорит, что НАТО является большой проблемой? Я в НАТО вообще никаких проблем не вижу, никого они захватывать не собираются. То, что нам пропаганда говорит, что уже 20 лет он все приближается, он хочет на нас напасть… и поводы какие-то появляются. Ну я смотрю, что все это старая бюрократия еще советских времен.
Наше правительство говорит о том, что оно хочет с националистами бороться, но бомбит торговые центры, в Буче мирных жителей наши военные из Бурятии, из Дагестана расстреливали — вообще без причин. И у людей появляется ненависть к этому всему делу. Все это надо останавливать — у нас один человек может остановить. Как только он это остановит, у нас и разрядка будет в отношениях с НАТО и со всеми другими странами. Надо заканчивать все эти действия, и все. Все очень просто. У нас и экономика после этого будет подниматься, сразу фондовый рынок прыгнет», — сказал Юрий Коховец в уличном опросе.
Спустя почти год — 24 марта 2023 года — стало известно, что на Юрия возбудили уголовное дело по статье о «фейках» про армию. «Обычное дело для России, мне кажется. Уже много людей под такими статьями, в каждом городе, наверное, наберется. Пока я не парюсь, пока тишина. Поживем — увидим. Адвоката я не искал еще — мне кажется, в нашей стране можно этого не делать — итог уже ясен», — рассуждал тогда Коховец в интервью изданию «Вот Так».
Но уже на следующий день Юрия задержали и отвезли в отдел полиции по Ярославскому району. Там он и узнал, что находится в статусе обвиняемого. Его удерживали в отделе до середины дня 27 марта и отпустили с протоколом о мелком хулиганстве и штрафом 500 рублей. С того момента Коховец находится под подпиской о невыезде. Выйдя из ОВД, Коховец сразу же связался с ОВД-Инфо и попросил адвоката.
Изначально Юрия Коховца обвинили в распространении «фейков» о российской армии — по такому обвинению ему грозило до пяти лет лишения свободы. Но уже через месяц обвинение ужесточили — с этого момента Коховцу грозит до десяти лет колонии.
Причиной для переквалификации стала лингвистическая экспертиза учительницы математики Натальи Крюковой и переводчика Александра Тарасова — после нее в обвинении появилась формулировка о распространении «ложной информации по мотивам политической ненависти». С этого момента Коховцу грозит до десяти лет колонии.
В суде Крюкова и Тарасов пояснили, что мотив «политической ненависти» они нашли в словах «один человек может остановить» и «гоп-компания» — Коховец «хоть прямо и не указывал на высшее руководство страны, имел в виду именно их».
Позже суд исключил экспертизу Крюковой и Тарасова из дела, так как исследование проведено не в госучреждении (АНО «Центр социокультурных экспертиз»), что в случае таких дел является незаконным.
Новую экспертизу подготовила лингвист Платонова из Калужского государственного университета. «Он считает, что у нас система недемократичная, что вся вертикаль власти подчинена одному человеку», — так она на заседании суда объясняла, чем доказывается вина Коховца. Защита просила исключить из дела и эту экспертизу, так как Калужский госуниверситет не является аккредитованным государственным экспертным учреждением, но это ходатайство суд уже не удовлетворил.
Свидетелем обвинения выступал сотрудник «Жилищника» Радик Габитов, который увидел интервью Коховца и сильно возмутился, но показания на него решил дать лишь спустя год.
Отвечая на вопросы адвоката Елены Шереметьевой, Габитов рассказал, что показания на Коховца он дал «на улице в районе МЦК» и более — кроме как на улице — следователя СК никогда не видел. Как из уличной беседы получился письменный протокол его допроса, Габитов ответить не смог, но после подсказки судьи Федосова уточнил, что, возможно, просто забыл детали.
«Медиазона» направила запрос в редакцию «Радио Свобода» с вопросом, повлияла ли история Юрия Коховца на политику уличных опросов издания и помогают ли они как-то семье Юрия. На момент публикации ответа на свой запрос мы не получили.